Вопросы по прохождению практики магистрантами

zerg · 21.12.2023 12:46
Уважаемые коллеги! В нашем университете планируется открытие магистерской программы «Перевод и переводоведение». В связи с отсутствием опыта реализации магистерских программ вузом в ходе подготовки учебного плана возникли следующие вопросы: 1. В каком процентном соотношении проводятся научно-исследовательская и производственная практики? 2. Обязательно ли включать в производственную практику педагогическую? Если да, то в каком объеме? 3. Может ли производственная практика быть организована как аудиторные занятия с преподавателем в вузе? Просим ответить на них по возможности со ссылкой на нормативные документы Минобрнауки России.
Elena_N · 21.12.2023 12:47
Здравствуйте, Попробую ответить на Ваши вопросы: 1. Требования именно к объему[/b:2t4cxkus] каждого вида практик могут быть представлены только в таблице 2 раздела 6 ФГОС, но мне такой ФГОС не встречался. Как правило, в действующих ФГОС указывается только суммарный объем всех видов практик, а иногда и этого нет, есть только ЗЕ, выделенные на все практики + НИР ( что и имеет место в ФГОС направления Лингвистика, я так понимаю, Ваша программа именно по этому направлению). Помимо таблицы 2 (раздел 6 ФГОС) информация по практикам имеется в п.7.15 ФГОС. Но и в нем могут быть перечислены только [b:2t4cxkus]НАЗВАНИЯ обязательных видов практик для данного направления или возможных видов практик, а иногда присутствует всего одна фраза «Конкретные виды практик определяются ООП вуза». В настоящий момент ОБЪЕМ конкретного вида практик не определяется ни одним нормативным документом (если, повторюсь, он не задан в таблице 2 ФГОС). Нет требований к объему конкретного вида практики и ни в одном проекте новых документов (ФГОС+, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды и т.д.). Установить объем и процентное соотношение видов практик при необходимости вуз может своими локальными актами. 2. По действующему типовому "Положению о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", утвержденному Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1154, в разделе "Виды практик" выделены следующие виды практик: «учебная, производственная, включая преддипломную практику». В проекте нового типового Положения о практиках эта классификация сохраняется. К какому виду практик относить Педагогическую – решает вуз, в нашем вузе она отнесена к Производственной практике, что закреплено в нашем Положении о практике. 3. В этом вопросе выделю два момента: 3.1. Может ли производственная практика быть организована в вузе? – ответ Может. Это позволяет и действующее Положении о порядке проведения практики студентов (в разделе "Организация практик" указано: «Производственная, в том числе преддипломная практики, студентов проводятся, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях.» Словосочетание «как правило» позволяет проводить практику и в вузе). Это позволяет и проект нового Положения о практиках, ссылаясь на Закон об Образовании в РФ (статья 13 часть 7), - «Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность» 3.2 Может ли производственная практика быть организована как аудиторные занятия с преподавателем в вузе? Прямого запрета формулировкой «проводить производственную практику в виде аудиторных занятий нельзя» нет. Но все-таки практика подразумевает некий другой вид работы преподавателя (руководителя практики) со студентом, чем на обычных занятих. И если студент присутствует какое-то время в аудитории в процессе прохождения практики, это не та аудиторная работа, которая имеет место при изучении дисциплины (она даже не суммируется при подсчете недельной аудиторной нагрузки студентов). Посмотрите раздел III. "Организация практики" проекта нового Положения о практике ([url:2t4cxkus]http://regulation.gov.ru/project/7227.html?point=view_project&stage=3&stage_id=3212[/url:2t4cxkus]). Найти способ провести практику в аудитории можно, только не нужно это называть занятиями в аудитории как для обычной дисциплины, этот вид работ можно назвать, например, выполнением индивидуальных заданий, во время которого руководитель консультирует студента, помогает оформить отчет и т.д. В отличие от изучения обычной дисциплины, практика предполагает большей частью самостоятельную работу студента, которую руководитель контролирует и при необходимости оказывает методическую помощь. И если программу практики составить таким образом, что акцент будет сделан именно на самостоятельной работе студентов (которую они могут выполнять, в том числе и в аудитории), то это и у проверяющих не вызовет вопросов, и студенты поймут, чем прохождение практики отличается от изучения дисциплины (пусть даже сидят они все время в одной аудитории).

Войдите чтобы ответить на сообщение

Отвечать на этом форуме могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь.

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.