компетенции

metod · 16.12.2023 05:32
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Возник ряд вопросов, буду благодарна за советы! 1. Допускается ли при выборе перечня формируемых компетенций (для дисциплин базовой части) выходить за рамки перечня, установленного ФГОС ВПО для каждого цикла дисциплин, если да, то в каком порядке? 2. Что делать, если для некоторых дисциплин базовой части в стандарте не прописаны или знать, или уметь, или владеть? 3. Допускается ли расширять перечень «знать, уметь, владеть» для базовых дисциплин, или брать формулировки только из стандарта. Если да, то каков порядок их расширения? 4. При описании компетенций в рабочей программе является ли допустимым использовать их частичную формулировку, подходящую по смыслу к данной дисциплине, или нужно полное описание (в зависимости от профиля)? 5. Допускается ли частичное воспроизведение формулировок «знать, уметь, владеть»? Огромное спасибо!
admin · 16.12.2023 05:36
Вопросов много. Следующий раз задавайте, пожалуйста, по одному. Ответим последовательно, указывая предварительно вопрос. 1. Допускается ли при выборе перечня формируемых компетенций (для дисциплин базовой части) выходить за рамки перечня, установленного ФГОС ВПО для каждого цикла дисциплин, если да, то в каком порядке?[/i:3pz9node] Во-первых. [b:3pz9node] :? :? Извините, но заданный вопрос содержит некорректные определения взаимосвязи между дисциплинарной структурой ООП ВПО и компетентностной моделью выпускника. Дело в том, что компетентностная моедль обеспечивается дисциплинарной структурой ООП ВПО, а не наоборот. Это принципиально и имеет исключительное значение в современной идеологии ФГОС ВПО!!!!!!![/b:3pz9node] Сначала формулируются требования к результатам обучения (компетентностная модель), а уже потом определяется дисциплинарная структура, которая ее обеспечивает. При этом нет однозначных решений в определении дисциплинарной структуры, т.е. компетентностная модель может быть обеспечена разным по составу дисциплинарным содержанием. Во-вторых. При разработке ООП вуз может дополнить компетентностную модель, описанную в ФГОС ВПО, дополнительными компетенциями. Все это должно происходить обосновано (мнение работодателей, мнение академического сообщества и т.д.). Эти компетенции будут относиться к вариативной части ООП, хотя, в какой-то мере, и к базовой (с целью расширения или углубления). Не забывайте делать грамотные обоснования. [i:3pz9node] 2. Что делать, если для некоторых дисциплин базовой части в стандарте не прописаны или знать, или уметь, или владеть?[/i:3pz9node] Это и хорошо и плохо. Хорошо – нет того, почему вуз могут проверить (нет критериев федерального уровня). Рособрнадзор не сможет вузу сделать замечание типа «…Не соответствет требованиям ФГОС ВПО…». Плохо – все равно Вам придется это делать на вузовском уровне (в программах дисциплин). Рособрнадзор обязательно обяжет вузы в программах дисциплин иметь четкие формулировки по результатам обучения. [i:3pz9node]3. Допускается ли расширять перечень «знать, уметь, владеть» для базовых дисциплин, или брать формулировки только из стандарта. Если да, то каков порядок их расширения? [/i:3pz9node] В программы дисциплин должны обязательно войти те позиции, которые указаны в ФГОС ВПО. Остальные тоже могут войти, для формализации взаимосвязей между очень крупными формулировками в ФГОС ВПО или уточнения, или расширения и т.д. Есть записи например «…знать основы теоретической механики…». Конечно, в ООП ВПО такая простая запись не годится. В программе дисциплине, где это реализуется, необходимо расписать дидактические единицы более подробно. Не «размахивайтесь» сильно, по Вашим записям Вас будут тестировать и проверять…. [i:3pz9node] 4. При описании компетенций в рабочей программе является ли допустимым использовать их частичную формулировку, подходящую по смыслу к данной дисциплине, или нужно полное описание (в зависимости от профиля)?[/i:3pz9node] :!: :? Опять же, коллеги, не компетенция для дисциплины, а дисциплина обеспечивает компетенцию!! Компетенции в ООП ВПО, которые взяты из стандарта, должны иметь оригинальную редакцию. Это юридическая норма. Если сделайте не так, можно «нарваться» на определение «не соответствует ФГОС ВПО». Это не относится к вузам, которым дано право разрабатывать ООП ВПО на основе своих стандартов (МГУ, СПбГУ, федеральные университеты, исследовательский университеты). Они могут изменять все, но, правда, доказав, что при этом улучшается качество подготовки… [i:3pz9node]5. Допускается ли частичное воспроизведение формулировок «знать, уметь, владеть»? Нет нельзя. Это юридическая норма. Если сделайте не так, можно «нарваться» на определение «не соответствует ФГОС ВПО». Очень не советуем и вузам, которым дано право разрабатывать ООП ВПО на основе своих стандартов (МГУ, СПбГУ, федеральные университеты, исследовательский университеты). Им будет сложно доказать, что качество при этом улучшается… Ответ не является официальным мнением Минобрнауки, Рособрандзора и т.д.
rosa · 17.12.2023 19:54
Поясните, пожалуйста, является ли обязательным отнесение компетенций к соответствующим учебным циклам, прописанным в части структуры ООП магистратуры (например направление 080200), распределенных в табл. 2 ФГОС ВПО? Т.е. если прописано, что вариативная часть общенаучного цикла должна обеспечивать компетенции ОК 1-6, то они все обязаны быть отражены именно в этой части в обязательном порядке, а отсутствие хотя бы одной из них именно в этой части (при условии, что учебным планом обеспечивается реализация всех без исключения компетенций ФГОСа) является нарушением требований стандарта?
admin · 17.12.2023 20:03
С формальной точки зрения(юридической) Вам необходимо показать что все компетенции формируются(даже частично) той частью, которая указана в ФГОС ВПО. Но вы можете повысить уровень формирования компетенции за счет других разделов ООП, предусмотрев вместе с предписанными ФГОС ВПО компетенциями, формирование тех, который вуз определит самостоятельно, в том числе из других компонентов ООП. Например, для Вашего случая указывайте формирование всех компетенций ОК 1-6 в той части ООП, которая предписывается ФГОС ВПО, а отдельные компетенции (например, ОК-3 и ОК-5) могут дополнительно формироваться еще в других дисциплинах в других разделах ООП. Соотношения уровня формирования компетенций между отдельными ее формирующими частями – дело вуза. Не забывайте, что компетенции формируются не только дисциплинами, но образовательными технологиями и т.д. Ответ не является официальным мнением Минобрнауки, Рособрандзора и т.д.
rosa · 17.12.2023 20:14
Спасибо за разъяснения!

Войдите чтобы ответить на сообщение

Отвечать на этом форуме могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь.

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.