Выражение результатов обучения в виде компетенций (компетентностной модели) – одно из главных новшеств ФГОС ВПО. Процесс перехода высшей школы на новые формулировки результатов обучения, очевидно, сложный и …. эволюционный.
Сам по себе компетентностный подход в образовании является предметом исследований. Именно поэтому нет полного нормативного обеспечения по его введению. Кроме того, что написано во ФГОС нет ничего… Таким образом, многое относится к свободе вузов. Что, например? Методика оценки сформированности компетенций, формирование компетенций для вариативной части ООП и т.п.
По идее, каждый вуз должен сам заниматься исследованиями в области компетентносных моделей ООП ВПО или пользоваться уже известными подходами других исследователей. Благо, что открытых публикаций в свободном доступе предостаточно.
Мы планируем в ближайшее время на сайте представить методические материалы по тематике компетентностного подхода в ВПО.
Теперь конкретно отвечаем на вопрос.
1. Дисциплинарная структуры ООП четко соответствует компетентностной модели. Каждая дисциплина формирует полностью или часть компетенции. Если есть дисциплина, которая не участвует в формировании компетенций, значит она не нужна. Я бы на месте ИМЦА это проверял на диагностическом уровне. Проверка четко формализуется, и тогда бы вузы отнеслись бы к этому серьезней.
2. В структуре ООП ВПО должна обязательно присутствовать часть, которая отражает взаимосвязь между дисциплинарной структурой и компетентностной моделью. Это может быть матрица компетенций(минимум) или паспорт компетенций(для продвинутых ООП), или что-то другое, что вуз придумает самостоятельно по результатам своих исследований в области развития компетентностного подхода. При этом, правда, необходимо привести научное обснование.
3. Главной отличительной особенностью комптентностной модели является прямое участие работодателей в ее формировании. Вузы должны запросить у работодателей требования к выпускнику.
Ответ не является официальным мнением Минобрнауки, Рособрандзора и т.д.