Уважаемые коллеги!
Использование системы зачетных единиц (кредитов) при проектировании ООП чрезвычайно важный аспект.
1. Высшие учебные заведения обладают рядом академических свобод, например, они самостоятельны в выборе технологии обучения, организации учебного процесса, системы оценок и т.д.
2. ФГОС ВПО не определяет времени на теоретическое обучение отдельно. Речь идет о трудоемкости всей ООП. В нее входят теоретическое обучение, программы практик, итоговая аттестация и …. все.
«….Зачетные единицы характеризуют трудоемкость освоения студентами образовательной программы и отдельных дисциплин в целом, с учетом всех составляющих, в том числе аудиторной и самостоятельной работы студентов, различного вида практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др….» (статья проф. Сазонова Б.А. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ, ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ И МОДЕЛИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ, Журнал Высшее образование в России, см. в сети [url:2qz9tmhg]http://rmpi.ru/uarticles.php?fid=36&idd=57&idactiv=57[/url:2qz9tmhg])
3. Прошу обратить внимание на то, что сессии и/или «зачетные» недели отдельно не выделяются. А если вуз, используя академические свободы при разработке ООП, выделяет время для этих «этапов» обучения, то он должен четко его организовать, определив объемы самостоятельной работы. Во время сессии студент продолжает теоретическое обучение, но, главным образом, за счет самостоятельной работы студента и из расчета 54 часа в неделю (максимальной нагрузки). Именно поэтому те дисциплины, по которым предусматриваются экзамены, изучаются дольше (во время сессии студент изучает их, готовясь к экзаменам), и они становятся более трудоемкими.
4. При расчете трудоемкости ООП нельзя отдельно отрывать программы практик. Утверждение « Трудоемкость 1 года без сосредоточенной практики 60з.е. -1 з.е. на ф.к.=59 з.е...» - мягко говоря, некорректна. Трудоемкость практик четко определяется ФГОС ВПО и должна входить в трудоемкость всей ООП.
Предварительный вывод: трудоемкость ООП определяется интегрировано без выделения отдельных частей ООП и дальнейших искусственных манипуляций над ними.
5. Предположим, что мы имеем традиционный 17 недельный семестр (время, когда студент посещает занятия: лекции, семинары, лабораторные занятия, практические занятия, выполняет и сдает курсовые, контрольные работы, рефераты, сдает зачеты и т.д.). Обычно 3 недели выделяется для сессии - подготовка к экзаменам и сдача их. Обучение во время сессии проходит в виде самостоятельной работы студента и чуть-чуть времени выделяется для консультаций. Итого, при условии двухсеместрового учебного года, мы имеем 40 недель обучения и 3-4 недели практики. Всего 44 недели.
44 недели — 60 з.е.
1 неделя = 1,36 з.е.*36 часов=48,96 часов.< 54 час.
Предположим, что практики нет, тогда
40 недель — 60 з.е.
1 неделя =1,5 з.е.=54 час.
Таким образом, чтобы норма (максимальная нагрузка стала более 54 часов в неделю) не выполнялась, необходимо снизить количество учебных недель в году меньше 40. Надо очень постараться, чтобы дать студенту такую «вольницу», а еще за государственный счет!!
Кстати, вуз может организовывать три семестра, четыре и т.д.
6. Физическую культуру не рассматриваем (с ней почти все ясно, она тоже входи в состав ООП, а вычитать ее трудоемкость из трудоемкости всей ООП никак нельзя), хотя она очень мешает своими зачетными единицами в ООП, а так как является циклом, то должна реализовываться на всех формах обучения....
7. Заключительный вывод: ФГОС ВПО и нормативно-правовое обеспечение ФГОС ВПО позволяет разработать качественные ООП, которые удовлетворяют требованиям действующего законодательства (могут быть исключения по причине ошибок в стандартах, их скоро исправят).
8. Рекомендации. Для осознания системы зачетных единиц настоятельно рекомендуем работы проф. Сазонова Б.А. Эти работы в сети представляются публично. Мы тоже разместим их у себя скоро (конечно с разрешения автора).
Будем очень рады другим комментариям по этому вопросу!
Ответ не является официальным мнением Минобрнауки, Рособрандзора и т.д.