Замечания
проректора Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Шехонина А.А.
на проект приказа Рособрнадзора
“Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования” (в части ВПО)
1. Критерии показателя “Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования – до завершения их реализации в образовательных учреждениях)”, необходимые для определения типа «образовательное учреждение высшего профессионального образования».
Критерии данного показателя должны формироваться на основе норм и требований, предъявляемых ФГОС ВПО (ГОС ВПО) к основным образовательным программам. В соответствии с ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, это требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Предлагаемые критерии в части соблюдения требований ФГОС ВПО (ГОС ВПО) к структуре, а также к срокам и трудоемкости освоения основных образовательных программ при всем их большом числе представляются вполне обоснованными. Исключение составляет критерий - о выполнении требований к общей трудоемкости каждой дисциплины основной образовательной программы, ввиду отсутствия такого требования в ФГОС ВПО.
Критерии в части соблюдения требований ФГОС ВПО (ГОС ВПО) к условиям реализации основных образовательных программ целесообразно, как в стандарте, сформировать последовательно, включая требования к учебному процессу (плану), учебно-методическому, библиотечному и кадровому обеспечению.
При этом в учебно-методическое обеспечение следует включить критерий – соответствие требованиям ФГОС ВПО к укомплектованности библиотечных фондов (основного и дополнительного) печатными и/или электронными изданиями по дисциплинам базовой части всех учебных циклов основных образовательных программ.
Критерий – 100% штатных преподавателей по каждой образовательной программе принимают участие в научной и/или научно-методической, творческой деятельности, следует исключить, ввиду отсутствия такого требования в ФГОС ВПО. В свою очередь, возможно включение следующего критерия - соответствие требованиям ФГОС ВПО доли преподавателей, привлекаемых к образовательному процессу из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Критерии в части соблюдения требований ФГОС ВПО (ГОС ВПО) к результатам освоения основных образовательных программ вызывают наибольшие возражения. Введение критериев по доле обучающихся, освоивших обязательные дисциплины (история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физкультура) базовой части циклов основных образовательных программ, а также доле выпускников, получившей положительные оценки по результатам ИГА, представляется мало оправданным. ФГОС ВПО устанавливают требования к качеству подготовки в виде требований к компетенциям выпускника, требования к знаниям, умениям и владениям обучающихся по циклам и разделам образовательной программы, а также требования к текущему контролю успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и ИГА выпускников. Никаких числовых норм при этом в ФГОС ВПО не устанавливается. Эти критерии, по аналогии с аспирантурой, можно перенести в показатель реализации основных профессиональных образовательных программ. Критерии по тематике курсовых работ (проектов), обеспечении документами практик также следует исключить из данного показателя. Здесь возможны следующие критерии:
– наличие фондов оценочных средств (типовые задания, контрольные работы, тесты) и методов контроля для аттестации обучающихся в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
- обеспечение документами по организации итоговой государственной аттестации (итоговой аттестации) выпускников, включая требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работе, а также требования к госэкзамену (при наличии).
2. Критерии показателей, необходимые для определения вида образовательного учреждения высшего профессионального образования: «университет», «академия», «институт»
2.1. Критерии показателя “Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования”
1. Критерий – минимально-допустимое число направлений подготовки (специальностей) или УГС, по которым образовательные учреждения реализуют образовательные программы в рамках заданных УГС.
Не учитывается уровень образования, на котором реализуются программы - бакалавриат, магистратура или подготовка специалиста. Для вида «университет» можно дополнить критерий, например:
- для образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку кадров в области физико-математических,……………наличие не менее 50% направлений подготовки (специальностей), и не менее чем по 70% направлениям подготовки (специальностям) на уровне магистратуры и/или подготовки специалистов в рамках соответствующих УГС ………..
- для образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку кадров технического профиля: …………не менее 5 УГС, и не менее чем 4 УГС на уровне магистратуры и/или подготовки специалистов в рамках заданного перечня УГС.
В данный показатель можно включить ранее предложенные критерии к качеству подготовки обучающихся и выпускников, как результат освоения (реализации) основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования.
Например, в следующей их формулировке:
- доля обучающихся, освоивших дисциплины базовой части учебных циклов основных образовательных программ для каждой УГС не менее 60%;
- не менее 80% выпускников по основной образовательной программе имеют положительные оценки по результатам итоговой государственной аттестации (итоговой аттестации).
Профессор Шехонин А.А.
Документ поступил по электронной почте и публикуется на форуме администратором