В Минобрнауки рассказали, кому из педагогов повысят зарплату
Какой будет новая Стратегия развития образования в России
В России повысят зарплату преподавателям вузов, в первую очередь тем, кто обучает по направлениям, обеспечивающим технологическое лидерство страны. Об этом заявила врио директора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Елена Тумакова в ходе обсуждения проекта Стратегии развития образования до 2036 года в Общественной палате. Также было обещано построить новые кампусы мирового уровня, отремонтировать школы и студенческие общежития, привлечь в качестве наставников героев СВО и даже создать отечественные игрушки и игры на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Что еще предусмотрено в стратегии — в материале «Парламентской газеты».
Без лозунгов и деклараций
Замминистра просвещения Андрей Николаев напомнил, что работа над документом началась осенью прошлого года. В ней приняли участие более тысячи экспертов из различных ведомств и организаций, включая администрацию президента, профильные министерства, Российскую академию наук. Был проведен комплексный анализ системы образования, который включал опрос населения на портале госуслуг. В нем приняли участие десятки тысяч респондентов. Обсуждение проекта Стратегии-2036 прошло в Правительстве, Госдуме, Совете Федерации и ряде других площадок.
«В результате было выявлено более 180 так называемых подвызовов, которые были сгруппированы в шесть укрупненных ключевых вызовов, требующих решения в рамках стратегии», — рассказал Андрей Николаев.
В итоге получился системный документ, состоящий из семи взаимосвязанных разделов. Замминистра подчеркнул, что стратегия базируется на национальных целях развития до 2030 года и традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
«Цель стратегии — это развитие национальной системы образования, обеспечивающей высокое качество обучения и самореализацию всех и каждого, воспитание патриотичных и социально ответственных граждан, гуманитарное и научно-технологическое лидерство России», — сообщил Николаев.
Оценка реалий
Один из разделов документа дает комплексную оценку нынешнего состояния системы образования.
«Стратегия честно признает существующие проблемы. Они сгруппированы по нескольким блокам», — отметил Андрей Николаев.
Среди финансово-экономических проблем он назвал региональные диспропорции в финансировании, недостаточность выделяемых бюджетов, необходимость капитального ремонта учебных зданий, нехватку детских оздоровительных лагерей.
Актуальной остается проблема кадров, и прежде всего их дефицит в ряде регионов, неудовлетворенность педагогических работников уровнем оплаты.
Другие узкие места — это отсутствие системы верификации качества дополнительных профессиональных программ, которая бы обеспечивала связь теории и практики, ресурсная неготовность системы образования к использованию цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Николаев также отметил недостаточный уровень подготовки иностранных абитуриентов для получения образования в российских вузах, снижение международной академической мобильности.
Есть и особые вызовы времени.
«Наши регионы требуют отдельного внимания для выравнивания качества образования, необходима специальная поддержка участников специальной военной операции и их семей», — заключил замминистра.
Качество — превыше всего
По словам Николаева, требуется обновление самого содержания образования, оно должно одновременно обеспечивать фундаментальность знаний и их практическую применимость. Поэтому в стратегии особое внимание уделено системе профориентации и формированию интереса к инженерным специальностям.
«В кадровой сфере — задачи комплексные: от преодоления дефицита и повышения квалификации до снижения бюрократической нагрузки и создания прозрачной системы оценки эффективности работы педагога», — перечислил замминистра.
Среди прочих задач, которые учтены в стратегии, снижение региональных диспропорций и обеспечение единства образовательного пространства. Каждый ребенок, независимо от места проживания, должен иметь доступ к качественному образованию. Особенно это касается новых регионов, в которых нужно обновлять инфраструктуру, повышать квалификацию педагогов, адаптировать программы с тем, чтобы они достигли общероссийских стандартов.
Что касается вузов, то им необходимы современные программы, ориентированные на приоритетные отрасли, стимулирование инноваций и взаимодействие с предприятиями, подчеркнул Николаев.
Он добавил, что в стратегии предусмотрено создание системы мониторинга через национальный индекс развития образования. По его словам, сейчас разрабатывается план реализации стратегии и идет шлифовка текста документа, в котором будут учтены высказанные экспертами при ее обсуждении предложения и рекомендации.
От новых программ до энциклопедии
Врио директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Елена Тумакова конкретизировала положения стратегии применительно к вузам. Она отметила, что будут пересмотрены программы подготовки. В них, помимо предметной, включат социогуманитарную часть, по ее словам, необходимую для воспитания патриотов.
Министерство будет улучшать инфраструктуру вузов и научных организаций, увеличит финансирование на оснащение кабинетов и лабораторий.
«Образование — это и строительство новых кампусов мирового уровня, и ремонт студенческих общежитий, то, чем министерство занимается уже сейчас и что планирует реализовать в будущем», — рассказала Тумакова.
Она также пообещала повышение зарплат преподавателям вузов, что должно привлечь кадры. «Больше увеличение [зарплат педагогов] коснется тех специальностей, которые нацелены на обеспечение технологического лидерства и суверенитета. Так или иначе мы планируем, что повышение затронет все предметные области и всех преподавателей, которые работают в вузах», — сообщила Тумакова.
Она подчеркнула, что вузы хотят выпускать специалистов, которые могут сразу же выйти на рабочее место без дополнительного обучения. Для этого планируется привлекать преподавателей-практиков из индустрии. Однако та зарплата, которую им могут предложить, неконкурентна.
«Поэтому увеличение зарплаты и базового норматива затрат в целом связано и с этой областью», — заключила представитель Минобрнауки.
Она добавила, что будут пересмотрены система повышения квалификации преподавателей и программы дополнительного образования. Последние дадут возможность получать непрерывное образование в течение жизни.
Замначальника управления национальных приоритетов и регионального взаимодействия Росмолодежи Юлия Устинова дополнила перечень конкретных мероприятий и шагов для реализации стратегии. Это непрерывное сопровождение детей и молодежи на всех жизненных этапах, создание современных воспитательных пространств на базе школьных библиотек и музеев, привлечение в качестве наставников Героев России, в том числе участников специальной военной операции.
Устинова анонсировала, что в рамках стратегии будут созданы отечественные игрушки и игры, отражающие традиционные ценности, а также российская общедоступная интернет-энциклопедия с достоверным контентом и свободным редактированием.
Источник: https://www.pnp.ru/social/v-minobrnauki-rasskazali-komu-iz-pedagogov-povysyat-zarplatu.html
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.