В аэрокосмическом образовании России определяются ключевые направления развития.
В аэрокосмическом образовании России определяются ключевые направления развития.
Итоги работы экспертов в эрокоскмическом образовании отражены в новом издании
РЕАЛИЗАЦИЯ УРОВНЕВОИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ
В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Под редакцией А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................... 6
Глава 1. Методологические принципы формирования
уровневой системы подготовки................................................. 9
1.1. Мировой опыт реализации программ многоуровневого инженерно-технического образования в области аэрокосмической техники................................. 9
1.2. Проблемы высшего профессионального образования
в современных условиях................................................. 44
1.3. Формирование методической системы подготовки
студентов аэрокосмического вуза
на основе информационно-технологического подхода.............. 86
1.4. Проблемы и задачи многоуровневой подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли 116
1.5. Создание научно-производственно-образовательных инновационных комплексов как формы инновационно-ориентированного развития университета........ 123
Глава 2. Опыт аэрокосмических вузов
по реализации уровневой системы подготовки..................... 137
2.1. Опыт подготовки специалистов
для ракетно-космической отрасли
в Пензенском государственном университете....................... 137
2.2. Двухуровневая подготовка инженеров-авиастроителей
в инновационном вузе............................................. 144
2.3. Реализация многоуровневой подготовки специалистов
в ОАО «Информационные спутниковые системы»
в рамках системы непрерывного профессионального
образования.............................................................. 150
2.4. Опыт подготовки магистрантов по направлению «Авиа- и ракетостроение» в Омском государственном техническом университете совместно с Миланским политехническим университетом 169
2.5. Особенности реализации многоуровневой подготовки аэрокосмического профиля в Омском государственном техническом университете..................... 173
2.6. Академическая мобильность
в аэрокосмическом образовании................................. 181
Глава 3. Проблемы организации учебного процесса
в рамках уровневой системы........................................... 187
3.1. Проблема мотивации обучения студентов
в техническом вузе в процессе подготовки специалистов
при многоуровневом профессиональном образовании............ 187
3.2. Обоснование выбора графика учебного процесса для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 204
3.3. Нормативно-методические материалы
по формированию образовательных программ по ФГОС
в КГТУ им. А.Н.Туполева............................................. 222
3.4. Проектирование основных образовательных программ подготовки инженерных кадров на основе информационно-аналитической системы университета 274
3.5. Подготовка специалистов для аэрокосмической отрасли в рамках государственного плана подготовки специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса 288
3.6. Развитие системы подготовки гражданских специалистов
в области эксплуатации космической техники....................... 297
Глава 4. Методы и принципы контроля
качества образования.................................................... 315
4.1. Становление общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в России 315
4.2. Система академического рейтинга студентов МАИ
как инструмент управления качеством образования................ 331
Заключение
ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
разработанные Учебно-методическим объединением
высших учебных заведений РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса
(УМО АРК) по развитию системы аэрокосмического образования
1. Отменить на три года налог на имущество на инновационное оборудование, получаемое вузами.
Инновационное оборудование, в том числе приобретаемое за счет правительственных программ, облагается таким же налогом, как и старое оборудование.
Результат. Данная мера позволит вузам более эффективно использовать приобретаемое оборудование и направить сэкономленные средства на освоение полученного оборудования.
2. Перевести бюджетную подготовку в вузах на контрактную основу с отработкой после окончания вуза на предприятиях отрасли или в вузе.
Затраты на образование, производимые государством, часто оказываются неэффективными. Выпускники не идут на предприятия, испытывающие кадровый голод, или уходят работать в другие отрасли. Нарушается принцип равноправия форм собственности, т.к. частные компании имеют право требовать возмещения затрат на образование, а государство — нет.
Результат. Закрепление кадров в отрасли, повышение эффективности использования государственных средств.
3. Включить Российскую аэрокосмическую олимпиаду в перечень олимпиад школьников на постоянной основе по профилирующим предметам.
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым авиационная промышленность отнесена к ряду приоритетных направлений. Отсутствие аэрокосмической олимпиады школьников затрудняет поиск талантливых абитуриентов по аэрокосмическим специальностям.
4. Провести работу по совершенствованию пакета нормативных документов, регулирующих отношения между вузами, гражданами и предприятиями с целью развития различных форм целевого обучения, предусмотрев дополнительные стимулы для студентов и предприятий, оплачивающих подготовку специалистов. Необходима также программа стажировок студентов в зарубежных университетах и предприятиях.
Низкий процент направления абитуриентов по заказам предприятий, в том числе по постановлению Правительства РФ, приказам Минобрнауки, по заказам предприятий.
Результат. Увеличение количества абитуриентов в аэрокосмических вузах, улучшение их качественного состава.
5. Установить специальные нормы финансирования для вузов, осуществляющих подготовку по оборонным специальностям исходя из соотношения преподаватель — студент 1:4, а по программам магистратуры — 1:2. Сформировать специальную программу финансирования практик и стажировок студентов на предприятиях отрасли, обязав предприятия безвозмездно принимать студентов.
Необходимость такой меры связана с тем, что подготовка по данным специальностям предусматривает большой объем практик, лабораторных занятий на сложном оборудовании и индивидуальной подготовки студентов. В связи с этим у преподавателей возникает повышенная нагрузка.
Результат. Повышение качества подготовки, возможность развития индивидуальной подготовки. Более эффективное использование дорогостоящего оборудования.
6. В федеральном законе «Об образовании» необходимо предусмотреть механизм корректировки федеральных образовательных стандартов по мере разработки профессиональных стандартов.
В настоящее время не существует разработанной системы корректировки образовательных стандартов по мере изменения требований работодателей, сформулированных в профессиональных стандартах.
Результат. Возможность гибкой корректировки образовательных стандартов в соответствии с компетенциями, необходимыми работодателям.
7. Законодательно установить размер средней ставки госбюджетной заработной платы и должностного оклада педагогических работников на уровне:
• для профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования — в два раза превышающий уровень средней заработной платы работников промышленности;
• для иных работников образовательных учреждений — средний уровень заработной платы аналогичных категорий работников промышленности.
8. Разработать программу обеспечения молодых преподавателей жильем или общежитиями на условиях отработки определенного срока в вузе.
В настоящее время зарплата сотрудников вузов несопоставима с зарплатой в большинстве секторов экономики. Выпускник вуза, идущий работать в промышленность, получает зарплату в 5—6 раз больше, чем ассистент (ассистент — ок. 5000 руб, а в промышленности 25000—30000^). При этом профессор вуза получает 21500 руб. В то же время существует острый кадровый голод в системе аэрокосмического образования. Решение данной проблемы невозможно без принятия специальной программы закрепления кадров в системе высшего образования, включающей в себя предлагаемые мероприятия.
Результат. Данные меры будет способствовать закреплению кадров в высшем образовании и позволят сохранить существующие научно-педагогические школы.
9. Законодательно закрепить возможность проведения занятий на площадях и оборудовании предприятий, ОКБ и отраслевых научных институтов на принципе безвозмездной аренды. Разрешить создавать в таких организациях филиалы вузов и базовые кафедры. В то же время предлагается разрешить использование оборудования вузов промышленными предприятиями.
В настоящее время вузам разрешено использовать площади и оборудование чисто научных учреждений, в частности институтов РАН. Однако для оборонных вузов, в том числе аэрокосмических, ведущими партнерами являются ОКБ и серийные предприятия. Они обладают таким оборудованием, которое во многих случаях не под силу приобрести вузам или которое является уникальным. Проведение занятий на таком оборудовании повысит качество подготовки. Кроме того, подготовка студентов непосредственно на предприятиях позволит провести адаптацию молодых специалистов к конкретной организации еще в процессе учебы. Использование вузовского оборудования в интересах предприятий Счетная палата рассматривает в качестве серьезного нарушения.
Результат. Реализация принципа интеграции науки, производства и образования, использование в учебном процессе уникального оборудования, адаптация специалистов к конкретному предприятию.
10. Установить налоговые льготы для предприятий и бизнес-структур, оплачивающих подготовку специалистов и оказывающих финансовую и материальную помощь вузам.
Данная мера позволит повысить заинтересованность предприятий в помощи вузам и улучшить финансирование образования. Кроме того, участие в финансировании вузов позволит предприятиям оказывать большее влияние на процесс подготовки специалистов. Увеличение финансирования произойдет за счет внебюджетных средств.
Результат. Увеличение финансирования высшей школы, укрепление связей между промышленностью и высшей школой, большие возможности для воздействия предприятий на процесс подготовки специалистов,
11. Законодательно освободить или установить льготные ставки на коммунальные услуги, налоги на имущество, землю и разрешить вузам сдавать помещения в аренду по согласованию только с учредителем. Уменьшить процент софинансирования, привлекаемого вузами в рамках программ Национальных исследовательских университетов.
Вузы не получают достаточных бюджетных ассигнований для оплаты коммунальных услуг (получают не более 50% от необходимого). Инновационное оборудование не сразу дает отдачу, поэтому в первое время оно может формировать убытки.
Результат. Вузы получат дополнительные финансовые ресурсы для развития образовательной и научной деятельности.
12. Внести изменение в законодательство:
« предоставить право Фондам поддержки малого предпринимательства финансировать структурные подразделения вузов, осуществляющих применение результатов интеллектуальной деятельности;
• предоставить малым предприятия, создаваемым при вузах, на начальном этапе их деятельности налоговые льготы, а затем предусмотреть упрощенный порядок налогообложения; • определить степень ответственности малого инновационного предприятия перед вузом-учредителем.
В соответствии с законодательством вузам, являющимся бюджетными учреждениями, предоставлено право быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в применении на практике результатов интеллектуальной деятельности. При этом возникает проблема отторжения от вузов материальных и интеллектуальных ресурсов, а рентабельность предприятий получается низкой.
Результат. Повышение эффективности деятельности создаваемых хозяйственных обществ, повышение заинтересованности в создании интеллектуальной собственности в вузах.
13. Внести изменения в ФЗ 94, позволяющие ускоренное приобретение инновационного оборудования, приобретаемого вузами в рамках государственных программ.
Применение ФЗ 94 значительно увеличивает сроки приобретения оборудования. В связи с тем, что такое оборудование может изготавливаться в течение значительных сроков, возникают проблемы с использованием бюджетных средств.
Результат. Повышение эффективности использования бюджетных средств,
14. Предусмотреть финансирование кадрового обеспечения Федеральных целевых программ и возможность направления средств в вузы на подготовку и переподготовку кадров. Например, ФЦП «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2009—2015 годы».
В условиях нехватки кадров федеральные целевые программы не могут быть реализованы без специального кадрового обеспечения. Данная мера позволит улучшить финансирование подготовки специалистов, а также шире применять принципы целевой подготовки.
Результат. Повышение эффективности реализации федеральных целевых программ, улучшение качества подготовки специалистов.
Ректор МАИ,
Председатель
Совета УМО АРК. Л.Н. Геращенко
Заказать издание:
125993 ГСП-3, Москва, А-80, Волоколамское ш., 4
Телефон: (499) 158-00-09
Факс: (499) 158-29-77
E-mail: aet@mai.ru
Web: http://www.mai.ru/unit/umoark/
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.