Правительство России подготовило для обсуждения Проект Постановления Правительства России "О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и регионального развития"

03.08.2020

Правительство России подготовило для обсуждения Проект Постановления Правительства России "О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и регионального развития"

Ссылка на файл

http://fgosvo.ru/uploadfiles/PostPrav/PrGOV2020.pdf

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического
и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы,
повышения глобальной конкурентоспособности системы
высшего образования и регионального развития
»

 

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и регионального развития» (далее – проект постановления) разработан в рамках исполнения пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 г. № ДМ-П8-9372, а также в целях достижения национальной цели развития Российской Федерации, определенной подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

и
решения задач пространственного развития страны (далее соответственно – проект постановления, национальная цель).

Разработка проекта постановления осуществлена в рамках достижения результатов федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект):

«Проведена ротация и конкурсный отбор университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, не менее 30 университетов получают государственную поддержку (не менее 1 в каждом федеральном округе
и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации); сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 года»;

«К 2024 году каждая образовательная организация высшего образования, обеспечивающая подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, достигает следующих показателей: совместно с партнерами реального сектора экономики разрабатывает адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы высшего образования, которые обеспечивают получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требования рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения применительно к их будущим областям профессиональной деятельности; не менее 70% научно-педагогических работников постоянно обновляют свои профессиональные знания и компетенции на основе актуальных достижений науки
и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли; не менее 70% работников из числа профессорско-преподавательского состава участвуют в исследованиях и разработках по вопросам, относящимся к предмету преподавания, привлекают к этим исследованиям обучающихся; наличие программ развития, разработанных совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих в том числе трудоустройство выпускников в данных субъектах Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга); не менее 10% выпускников трудоустраиваются
на основе договора о целевом обучении (за исключением городов Москвы
и Санкт-Петербурга); сформирован фонд целевого капитала; вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление развитием образовательной организацией, в том числе через представительство
в коллегиальных органах управления»;

«Разработан и внедрен механизм присвоения категории «национальный исследовательский университет» образовательным организациям высшего образования и регулярного подтверждения присвоенной категории».

Проектом постановления предполагается реализация с 2021 года единой программы государственной поддержки не менее 100 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации – Программы стратегического академического лидерства (далее соответственно – университеты, единая программа). Конкурсный отбор участников единый программы впервые будет проведен в 2020 году.

Единая программа позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада вузов в достижение национальной цели и выполнить поручения Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2020 г.,
от 28 марта 2020 г. № Пр-589 в части организации повышения научно-образовательного потенциала университетов и научных организаций, а также обеспечения участия образовательных организаций высшего образования
в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Проектом постановления утверждаются:

Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки российским образовательным организациям высшего образования, реализующим программы развития, направленные на кадровое обеспечение мероприятий по вхождению Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечению темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности (далее
соответственно – Правила, государственная поддержка, гранты);

Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»;

Положение о Совете по государственной поддержке по созданию
и развитию национальных исследовательских университетов (далее – Совет
по развитию НИУ);

Положение о Совете по государственной поддержке по созданию
и развитию национальных опорных университетов (далее – Совет по развитию НОУ).

Правила устанавливают порядок и условия предоставления вузам начиная
с 2021 года грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях реализации их программ развития.

Грант на реализацию программ развития вуза состоит из:

1. Базовой части гранта, предельный размер которой составляет не более
100 млн рублей на один вуз ежегодно (далее – базовый грант). Базовые гранты предоставляются вузам, отобранным конкурсной комиссией, возглавляемой Министром науки и высшего образования Российской Федерации.

Базовая часть гранта предоставляется не более 100 вузам.

2. Специальной части гранта на развитие национальных исследовательских университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий (далее соответственно – НИУ, грант на развитие НИУ), или специальной части гранта на развитие национальных опорных университетов, ориентированных на социально-экономическое развитие территорий присутствия и (или) научно-технологическое развитие отраслей экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации (далее соответственно – НОУ, грант на развитие НОУ).

Вуз в своей заявке указывает, на какие части гранта он претендует (только
на базовый грант или на базовый грант и одну из специальных частей гранта – грант на развитие НИУ или грант на развитие НОУ).

Гранты на развитие НИУ предоставляются вузам из числа отобранных конкурсной комиссией для предоставления базового гранта, с учетом рассмотрения проектов программ развития этих вузов на заседании Совета по развитию НИУ.

Гранты на развитие НОУ предоставляются вузам из числа отобранных конкурсной комиссией для предоставления базового гранта, с учетом рассмотрения программ развития этих вузов на заседании Совета по развитию НОУ.

Размеры грантов на развитие НИУ и грантов на развитие НОУ устанавливаются вузам с учетом коэффициентов, определяемых Советом по развитию НИУ
или Советом по развитию НОУ соответственно (далее – Советы) по результатам рейтингования с учетом фактических значений показателей результативности
и оценки Советами программ развития вузов.

Вузы, которые получают гранты, являются участниками единой программы.

В целях обеспечения участия в конкурсном отборе большого числа вузов Правилами предусмотрены пять групп входных критериев. При этом, предусматривается возможность участия в единой программе вузов, не отвечающих входным критериям по вхождению в рейтинги или по количественным параметрам, оценивающим численность студентов, совокупный объем доходов вуза и доходы
от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Дополнительным условием для этих вузов является наличие обязательства вуза по соответствию рейтинговым или количественным критериям в срок не более 2 лет после проведения конкурса, а также:

обязательства от органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен вуз, и (или) федерального органа государственной власти, в ведомственном подчинении которого находится вуз,
и (или) государственной компании осуществлять софинансирование реализации вузом программы развития в объеме не менее размера базового гранта;

или

 обязательства вуза по объединению с другими вузами и (или) научными организациями не позднее чем через 2 года после года после проведения конкурса.

Эта группа вузов, является кандидатами на участие в единой программе
и начинает получать базовый грант только после выполнения заявленных обязательств.

Кроме того, Правила учитывают особенности вузов творческой направленности в части установления входных критериев для участия в конкурсе
и методик расчета отдельных показателей результативности и индикаторов программы развития этой категории вузов.

В Правила включен перечень мероприятий, на реализацию которых в рамках программ развития вузов предоставляются гранты

Правилами предусмотрено установление на плановый десятилетний период набора показателей результативности, различающегося для каждой части гранта, достижение которых должно обеспечить в вузах, в отношении которых осуществляются меры государственной поддержки:

увеличение вклада в отраслевую и (или) региональную экономику;

привлечение абитуриентов, студентов и аспирантов, проявивших выдающиеся способности;

реализацию адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ образовательных программ и сетевое взаимодействие
с ведущими российскими и иностранными организациями;

наращивание научно-исследовательского потенциала;

улучшение ресурсной обеспеченности и диверсификацию структуры доходов вуза;

наращивание кадрового потенциала;

поддержку молодых ученых;

повышение эффективности системы управления вузом;

продвижение в институциональных и (или) предметных (отраслевых) мировых рейтингах.

Значения показателей результативности используются при расчете размеров штрафных санкций для всех частей гранта и для определения размеров грантов
на развитие НИУ и грантов на развитие НОУ.

Правилами также предусмотрено установление на плановый десятилетний период набора индикаторов реализации программы развития вуза, различающегося для каждой части гранта, информация о фактических значениях которых используется конкурсной комиссией, Советом по развитию НИУ и Советом
по развитию НОУ в качестве дополнительных информационных материалов
при оценке программ развития вуза (в том числе скорректированных (актуализированных) и (или) отчетов об их реализации.

Утверждаемый проектом постановления Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» определяет новый механизм присвоения и регулярного подтверждения категории «национальный исследовательский университет» в рамках конкурса
на предоставление грантов, проводимого в соответствии с Правилами.

Проектом постановления предусмотрено направление бюджетных ассигнований федерального бюджета на организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение мер государственной поддержки, что позволит реализовать мероприятия, предусмотренные Планом мероприятий по реализации федерального проекта,
а именно проведение мониторинга реализации программ вузов, проведение заседаний Советов с целью оценки результативности реализации программ вузов, оценка динамики повышения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования, оказание информационной поддержки деятельности университетов в
 российских и международных СМИ, а также на информационных Интернет-ресурсах.

Проект постановления включает предложения об увеличенных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки России на предоставление грантов, соответствующих уровню финансирования аналогичных государственных инициатив в зарубежных странах. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на 2021-2024 годы составляет 198,22 млрд рублей, из них гранты на поддержку университетов составляют 196,06 млрд рублей.

В рамках федерального проекта на реализацию единой программы предусмотрено 52,37 млрд рублей. Кроме того за счет предлагаемого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации перераспределения  части бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки России на реализацию других результатов федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования» национального проекта «Образование», на реализацию единой программы дополнительно будет направлено 68,42 млрд рублей. При этом, объем дополнительных средств федерального бюджета составляет 77,44 млрд рублей.

В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Утверждение проекта постановления повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Проект постановления оказывает влияние на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация указанного постановления потребует выделение дополнительных средств из федерального бюджета.

 

 

 

 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.