Утвержден профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии"
31.08.2015
Утвержден профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии"
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/02.001.pdf
Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2015 г. N 37980
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 400н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по педиатрии"
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по педиатрии"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии".
Министр
|
М.А. Топилин
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2015 г.
Регистрационный N 37980
См. справку о профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт
Специалист по педиатрии
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 400н)
Специалист по педиатрии
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 400н)
|
423
|
|
Регистрационный номер
|
Врачебная практика в области педиатрии
|
|
01.001
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Сохранение и укрепление здоровья детей
|
Группа занятий:
2221
|
Врачи
|
-
|
-
|
|
|||
(код ОКЗ*(1)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
86.1
|
Деятельность больничных организаций
|
86.21
|
Общая врачебная практика
|
86.90.4
|
Деятельность санаторно-курортных организаций
|
87.1
|
Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания
|
87.9
|
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
|
88.9
|
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания
|
(код ОКВЭД*(2)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
А
|
Оказание медицинской помощи детям
|
7
|
Проведение обследования детей с целью установления диагноза
|
А/01.7
|
7
|
Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности
|
А/02.7
|
7
|
|||
Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей
|
А/03.7
|
7
|
|||
Проведение профилактических мероприятий для детей по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей и контроль их эффективности
|
А/04.7
|
7
|
|||
Организация деятельности подчиненного медицинского персонала
|
А/05.7
|
7
|
Наименование
|
Оказание медицинской помощи детям
|
Код
|
А
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей*(3)
|
заведующий педиатрическим отделением
|
врач - аллерголог-иммунолог
|
|
врач - анестезиолог-реаниматолог
|
|
|
врач - гастроэнтеролог
|
|
врач - гематолог
|
|
врач - генетик
|
|
врач - акушер-гинеколог
|
|
врач - дерматовенеролог
|
|
врач - детский хирург
|
|
врач - диабетолог
|
|
врач - инфекционист
|
|
врач - детский кардиолог
|
|
врач клинической лабораторной диагностики
|
|
врач по лечебной физкультуре
|
|
врач по медицинской реабилитации
|
|
врач мануальной терапии
|
|
врач - невролог
|
|
врач - неонатолог
|
|
врач - нефролог
|
|
врач - детский онколог
|
|
врач - оториноларинголог
|
|
врач - офтальмолог
|
|
врач - педиатр
|
|
врач - педиатр городской (районный)
|
|
врач - педиатр участковый
|
|
врач - пульмонолог
|
|
врач - ревматолог
|
|
врач - рентгенолог
|
|
врач - рефлексотерапевт
|
|
врач - травматолог-ортопед
|
|
врач ультразвуковой диагностики
|
|
врач - детский уролог-андролог
|
|
врач - физиотерапевт
|
|
врач функциональной диагностики
|
|
врач - детский эндокринолог
|
Требования к образованию и обучению*(4)
|
Высшее образование - специалитет, ординатура
|
|
Послевузовское профессиональное образование - интернатура
|
|
|
Дополнительное профессиональное образование
|
|
|
Повышение квалификации не реже одного раза в пять лет
|
|
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
|
Особые условия допуска к работе
|
Сертификат специалиста по специальности "Педиатрия"*(5)
|
|
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям*(6)
|
||
Другие характеристики
|
Профессиональное развитие специалиста:
|
|
|
Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории (2-й, 1-й и высшей) требуется выполнение критериев, соответствующих специальности
|
|
|
Основные пути повышения квалификации:
|
|
|
- программы повышения квалификации;
|
|
|
- программы профессиональной переподготовки;
|
|
|
- стажировки;
|
|
|
- тренинги в симуляционных центрах;
|
|
|
- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
|
|
|
- участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2221
|
Врачи
|
ЕКС*(7)
|
-
|
Врач-педиатр
|
ОКПДТР*(8)
|
20458
|
Врач-педиатр участковый
|
|
20459
|
Врач-педиатр городской (районный)
|
ОКСО*(9)
|
060101
|
Лечебное дело
|
|
060103
|
Педиатрия
|
Наименование
|
Проведение обследования детей с целью установления диагноза
|
Код
|
А/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Получение информации от детей и их родителей (законных представителей)
|
|
|||
Первичный осмотр детей в соответствии с действующей методикой
|
|
||||
Направление детей на лабораторное обследование в соответствии с действующими стандартами медицинской помощи
|
|
||||
Направление детей на инструментальное обследование в соответствии с действующими стандартами медицинской помощи
|
|
||||
Направление детей на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими стандартами медицинской помощи
|
|||||
Постановка диагноза
|
|||||
Повторные осмотры детей в соответствии с действующей методикой
|
|||||
Необходимые умения
|
Анализировать и интерпретировать полученную информацию от детей и их родителей (законных представителей)
|
||||
Проводить и интерпретировать результаты физикального обследования детей различного возраста
|
|||||
Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования детей
|
|||||
Интерпретировать результаты лабораторного обследования детей
|
|||||
Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования детей
|
|||||
Интерпретировать результаты инструментального обследования детей
|
|||||
Обосновывать необходимость направления детей на консультацию к врачам-специалистам
|
|||||
Интерпретировать результаты осмотра детей врачами-специалистами
|
|||||
Интерпретировать результаты повторного осмотра детей
|
|||||
Обосновывать и планировать объем дополнительных лабораторных исследований детей
|
|||||
Интерпретировать данные, полученные при дополнительном лабораторном обследовании детей
|
|||||
Обосновывать и планировать объем дополнительных инструментальных исследований детей
|
|||||
Интерпретировать данные, полученные при дополнительном инструментальном обследовании детей
|
|||||
Обосновывать и планировать объем дополнительных консультаций детей врачами-специалистами
|
|||||
Интерпретировать данные, полученные при инструментальном обследовании детей
|
|||||
Интерпретировать результаты дополнительных консультаций детей
|
|||||
Пользоваться необходимой медицинской аппаратурой
|
|||||
Владеть информационно-компьютерными программами
|
|||||
Необходимые знания
|
Порядки оказания медицинской помощи детям
|
||||
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям
|
|||||
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям
|
|||||
Методика сбора информации у детей и их родителей (законных представителей)
|
|||||
Методика осмотра детей
|
|||||
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей
|
|||||
Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма детей в норме и при патологических процессах
|
|||||
Этиология и патогенез заболеваний у детей
|
|||||
Современная классификация, клиническая симптоматика основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиология и патогенез соматических и инфекционных заболеваний у детей
|
|||||
Современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний у детей
|
|||||
Клиническая картина, особенности течения осложнения заболеваний у детей
|
|||||
Клиническая картина состояний, требующих направления детей к врачам-специалистам
|
|||||
Медицинские показания к использованию современных методов лабораторной диагностики заболеваний у детей
|
|
||||
Медицинские показания к использованию современных методов инструментальной диагностики заболеваний у детей
|
|
||||
Клиническая картина состояний, требующих неотложной помощи детям
|
|
||||
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем
|
|
||||
Другие характеристики
|
Соблюдать врачебную тайну
|
|
|||
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми и их родителями (законными представителями), коллегами
|
|
Наименование
|
Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности
|
Код
|
А02.7
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка плана лечения детей с учетом клинической картины заболевания
|
|
Назначение медикаментозной терапии детям с учетом клинической картины заболевания
|
||
Назначение диетотерапии в соответствии с возрастом детей и клинической картиной заболевания
|
||
Назначение немедикаментозной терапии детям с учетом клинической картины заболевания
|
||
Выполнение рекомендаций по медикаментозной и немедикаментозной терапии, назначенной врачами-специалистами
|
||
Оказание медицинской помощи при неотложных состояниях у детей
|
||
Оценка эффективности и безопасности медикаментозной терапии у детей
|
||
Оценка эффективности и безопасности немедикаментозных методов лечения у детей
|
||
Необходимые умения
|
Назначать медикаментозную терапию с учетом возраста детей и клинической картины заболевания
|
|
Назначать немедикаментозную терапию с учетом возраста детей и клинической картины заболевания
|
||
Оказывать необходимую медицинскую помощь детям при неотложных состояниях
|
||
Анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их фармакологического воздействия на организм детей
|
||
Оценивать эффективность и безопасность медикаментозной терапии у детей
|
||
Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозных методов лечения у детей
|
||
Назначать диетотерапию с учетом возраста детей и клинической картины заболевания
|
||
Необходимые знания
|
Порядки оказания медицинской помощи детям
|
|
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям
|
|
|
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям
|
|
|
Современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний у детей
|
|
|
Механизм действия основных групп лекарственных препаратов; медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением
|
|
|
Организация и реализация лечебного питания детей в зависимости от возраста и заболевания
|
|
|
Методика выполнения реанимационных мероприятий детям
|
|
|
Принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и в стационарных условиях
|
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдать врачебную тайну
|
|
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами
|
|
Наименование
|
Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей
|
Код
|
А/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление плана выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида
|
|
Разработка и составление плана медицинской реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями
|
|
|
Назначение санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями
|
|
|
Контроль выполнения плана индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и оценка эффективности ее реализации
|
|
|
Необходимые умения
|
Определять медицинских работников и иных специалистов для проведения реабилитационных мероприятий в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей
|
|
Оценивать эффективность и безопасность проведения реабилитационных мероприятий у детей
|
|
|
Необходимые знания
|
Разделы реабилитации и их реализация у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов
|
|
Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов
|
|
|
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов
|
||
Другие характеристики
|
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами
|
|
Соблюдать врачебную тайну
|
|
Наименование
|
Проведение профилактических мероприятий для детей по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей и контроль их эффективности
|
Код
|
А/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение профилактических медицинских осмотров детей различных возрастных групп
|
|
|
Организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний у детей различного возраста и состояния здоровья
|
|
||
Проведение оздоровительных мероприятий у детей различных возрастных групп, направленных на формирование элементов здорового образа жизни
|
|
||
Проведение диспансерного наблюдения за длительно и часто болеющими детьми и детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами
|
|
||
Проведение профилактических мероприятий среди длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями
|
|
||
Необходимые умения
|
Организовывать и проводить вакцинопрофилактику среди детей различного возраста
|
|
|
Организовывать и проводить мероприятия по профилактике и раннему выявлению у детей соматических и инфекционных заболеваний
|
|
||
Осуществлять профилактические медицинские осмотры детей в соответствии с установленными сроками
|
|
||
Проводить диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями и детьми-инвалидами
|
|
||
Проводить санитарно-просветительную работу среди детей и их родителей (законных представителей) по формированию элементов здорового образа жизни
|
|
||
Рекомендовать оздоровительные мероприятия детям различного возраста и состояния здоровья (питание, сон, режим дня, двигательная активность)
|
|
||
Обучать детей и членов их семей навыкам здорового образа жизни
|
|
||
Необходимые знания
|
Основные принципы профилактического наблюдения за детьми различных возрастных групп (осмотр, направление к врачам-специалистам и на лабораторное и инструментальное обследование, вакцинопрофилактика)
|
|
|
Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей
|
|
||
Медицинские показания и противопоказания к применению вакцин, возможные осложнения при применении вакцин
|
|||
Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям
|
|
||
Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования
|
|
||
Формы и методы санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей) и медицинского персонала
|
|
||
Другие характеристики
|
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами
|
|
|
Поведение медицинского персонала в соответствии с нормами здорового образа жизни
|
|
||
Соблюдать врачебную тайну
|
|
Наименование
|
Организация деятельности подчиненного медицинского персонала
|
Код
|
А/05.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление плана работы и отчета о своей работе
|
|
Проведение анализа показателей заболеваемости, инвалидности и смертности среди прикрепленного контингента детей
|
||
Предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке
|
||
Ведение медицинской документации
|
||
Оформление документации, необходимой для проведения медико-социальной экспертизы детей
|
||
Проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции
|
||
Контроль выполнения средним медицинским персоналом врачебных назначений
|
||
Контроль качества оказания медицинской помощи в подразделении
|
||
Необходимые умения
|
Анализировать показатели заболеваемости, инвалидности и смертности среди прикрепленного контингента детей
|
|
Заполнять медицинскую документацию в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям и контролировать качество ведения медицинской документации
|
||
Оформлять документацию, необходимую для проведения медико-социальной экспертизы детей
|
||
Проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции
|
||
Представлять статистические показатели в установленном порядке
|
||
Работать в информационно-аналитических системах (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения)
|
||
Необходимые знания
|
Основы законодательства в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций
|
|
Организация медицинской помощи детям в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям
|
|
|
Порядки оказания медицинской помощи детям
|
|
|
Стандарты медицинской помощи детям
|
|
|
Правила проведения противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции
|
|
|
Оформление медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям
|
|
|
Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
|
|
|
Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
|
|
|
Должностные обязанности медицинского персонала в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям, по занимаемой должности
|
|
|
Требования охраны труда
|
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами
|
|
Соблюдать врачебную тайну
|
|
Общественная организация "Союз педиатров России", город Москва
|
|
Председатель исполкома
|
Баранов Александр Александрович
|
1.
|
ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва
|
2.
|
ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва
|
3.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации, город Москва
|
4.
|
НП "Национальная Медицинская Палата", город Москва
|
5.
|
ФГБНУ "Научный центр здоровья детей", город Москва
|
6.
|
ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва
|
_____________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
*(4) Приказ Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879); приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
*(5) Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853) и от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729).
*(6) Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 1, ст. 42).
*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.