НАШ ОТВЕТ COVID-19

Новости

03.11.2011

В аэрокосмическом образовании России определяются ключевые направления развития.

В аэрокосмическом образовании России определяются ключевые направления развития.

Итоги работы экспертов в эрокоскмическом образовании отражены в новом издании

РЕАЛИЗАЦИЯ УРОВНЕВОИ СИСТЕМЫ  ПОДГОТОВКИ

В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

 Под редакцией А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................... 6

Глава 1. Методологические принципы формирования

уровневой системы подготовки................................................. 9

1.1.     Мировой опыт реализации программ многоуровневого инженерно-технического образования в области аэрокосмической техники................................. 9

1.2.     Проблемы высшего профессионального образования

в современных условиях................................................. 44

1.3. Формирование методической системы подготовки
студентов аэрокосмического вуза

на основе информационно-технологического подхода.............. 86

1.4.     Проблемы и задачи многоуровневой подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли   116

1.5.     Создание научно-производственно-образовательных инновационных комплексов как формы инновационно-ориентированного развития университета........ 123

Глава 2. Опыт аэрокосмических вузов

по реализации уровневой системы подготовки..................... 137

2.1. Опыт подготовки специалистов
для ракетно-космической отрасли

в Пензенском государственном университете....................... 137

2.2. Двухуровневая подготовка инженеров-авиастроителей

в инновационном вузе............................................. 144

2.3. Реализация многоуровневой подготовки специалистов
в ОАО «Информационные спутниковые системы»

в рамках системы непрерывного профессионального
образования.............................................................. 150

2.4.     Опыт подготовки магистрантов по направлению «Авиа- и ракетостроение» в Омском государственном техническом университете совместно с Миланским политехническим университетом        169

2.5.     Особенности реализации многоуровневой подготовки аэрокосмического профиля в Омском государственном техническом университете..................... 173

2.6.     Академическая мобильность

в аэрокосмическом образовании................................. 181

Глава 3. Проблемы организации учебного процесса

в рамках уровневой системы........................................... 187

3.1. Проблема мотивации обучения студентов

в техническом вузе в процессе подготовки специалистов

при многоуровневом профессиональном образовании............ 187

3.2.      Обоснование выбора графика учебного процесса для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования  204

3.3.      Нормативно-методические материалы

по формированию образовательных программ по ФГОС

в КГТУ им. А.Н.Туполева............................................. 222

3.4.      Проектирование основных образовательных программ подготовки инженерных кадров на основе информационно-аналитической системы университета   274

3.5.      Подготовка специалистов для аэрокосмической отрасли в рамках государственного плана подготовки специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса     288

3.6.      Развитие системы подготовки гражданских специалистов

в области эксплуатации космической техники....................... 297

Глава 4. Методы и принципы контроля

качества образования.................................................... 315

4.1.     Становление общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в России       315

4.2.     Система академического рейтинга студентов МАИ

как инструмент управления качеством образования................ 331

 

 

 

Заключение

ПРЕДЛОЖЕНИЯ,  

разработанные Учебно-методическим объединением

высших учебных заведений РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса

(УМО АРК) по развитию системы аэрокосмического образования

 

1. Отменить на три года налог на имущество на инновационное оборудование, получаемое вузами.

Инновационное оборудование, в том числе приобретаемое за счет правительственных программ, облагается таким же налогом, как и старое оборудование.

Результат. Данная мера позволит вузам более эффективно ис­пользовать приобретаемое оборудование и направить сэкономленные средства на освоение полученного оборудования.

2. Перевести бюджетную подготовку в вузах на контрактную основу с отработкой после окончания вуза на предприятиях отрасли или в вузе.

Затраты на образование, производимые государством, часто оказываются неэффективными. Выпускники не идут на предприя­тия, испытывающие кадровый голод, или уходят работать в другие отрасли. Нарушается принцип равноправия форм собственности, т.к. частные компании имеют право требовать возмещения затрат на образование, а государство — нет.

Результат. Закрепление кадров в отрасли, повышение эффектив­ности использования государственных средств.

3. Включить Российскую аэрокосмическую олимпиаду в перечень олимпиад школьников на постоянной основе по профилирующим предметам.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым авиаци­онная промышленность отнесена к ряду приоритетных направлений. Отсутствие аэрокосмической олимпиады школьников затрудняет по­иск талантливых абитуриентов по аэрокосмическим специальностям.

4.       Провести работу по совершенствованию пакета нормативных документов, регулирующих отношения между вузами, гражданами и предприятиями с целью развития различных форм целевого обу­чения, предусмотрев дополнительные стимулы для студентов и пред­приятий, оплачивающих подготовку специалистов. Необходима так­же программа стажировок студентов в зарубежных университетах и предприятиях.

Низкий процент направления абитуриентов по заказам предпри­ятий, в том числе по постановлению Правительства РФ, приказам Минобрнауки, по заказам предприятий.

Результат. Увеличение количества абитуриентов в аэрокосмичес­ких вузах, улучшение их качественного состава.

5. Установить специальные нормы финансирования для вузов, осуществляющих подготовку по оборонным специальностям исходя из соотношения преподаватель — студент 1:4, а по программам магистратуры — 1:2. Сформировать специальную программу финансирования практик и стажировок студентов на предприятиях отрасли, обязав предприятия безвозмездно принимать студентов.

Необходимость такой меры связана с тем, что подготовка по данным специальностям предусматривает большой объем практик, лабораторных занятий на сложном оборудовании и индивидуальной подготовки студентов. В связи с этим у преподавателей возникает повышенная нагрузка.

Результат. Повышение качества подготовки, возможность раз­вития индивидуальной подготовки. Более эффективное использование дорогостоящего оборудования.

6. В федеральном законе «Об образовании» необходимо предусмотреть механизм корректировки федеральных образовательных стандартов по мере разработки профессиональных стандартов.

В настоящее время не существует разработанной системы кор­ректировки образовательных стандартов по мере изменения требо­ваний работодателей, сформулированных в профессиональных стан­дартах.

Результат. Возможность гибкой корректировки образовательных стандартов в соответствии с компетенциями, необходимыми работо­дателям.

7. Законодательно установить размер средней ставки госбюджетной заработной платы и должностного оклада педагогических работников на уровне:

для профессорско-преподавательского состава учреждений выс­шего профессионального образования — в два раза превышающий уровень средней заработной платы работников промышленности;

для иных работников образовательных учреждений — средний уровень заработной платы аналогичных категорий работников про­мышленности.

8. Разработать программу обеспечения молодых преподавателей жильем или общежитиями на условиях отработки определенного срока в вузе.

В настоящее время зарплата сотрудников вузов несопоставима с зарплатой в большинстве секторов экономики. Выпускник вуза, идущий работать в промышленность, получает зарплату в 5—6 раз больше, чем ассистент (ассистент — ок. 5000 руб, а в промышленности 25000—30000^). При этом профессор вуза получает 21500 руб. В то же время существует острый кадровый голод в системе аэро­космического образования. Решение данной проблемы невозможно без принятия специальной программы закрепления кадров в систе­ме высшего образования, включающей в себя предлагаемые мероприятия.

Результат. Данные меры будет способствовать закреплению кадров в высшем образовании и позволят сохранить существующие научно-педагогические школы.

9. Законодательно закрепить возможность проведения занятий на площадях и оборудовании предприятий, ОКБ и отраслевых научных институтов на принципе безвозмездной аренды. Разрешить создавать в таких организациях филиалы вузов и базовые кафедры. В то же время предлагается разрешить использование оборудования вузов промышленными предприятиями.

В настоящее время вузам разрешено использовать площади и оборудование чисто научных учреждений, в частности институтов РАН. Однако для оборонных вузов, в том числе аэрокосмических, ведущими партнерами являются ОКБ и серийные предприятия. Они обладают таким оборудованием, которое во многих случаях не под силу приобрести вузам или которое является уникальным. Прове­дение занятий на таком оборудовании повысит качество подготовки. Кроме того, подготовка студентов непосредственно на предпри­ятиях позволит провести адаптацию молодых специалистов к конкретной организации еще в процессе учебы. Использование вузовского оборудования в интересах предприятий Счетная палата рассматривает в качестве серьезного нарушения.

Результат. Реализация принципа интеграции науки, производства и образования, использование в учебном процессе уникального обору­дования, адаптация специалистов к конкретному предприятию.

10. Установить налоговые льготы для предприятий и бизнес-структур, оплачивающих подготовку специалистов и оказывающих финансовую и материальную помощь вузам.

Данная мера позволит повысить заинтересованность предприя­тий в помощи вузам и улучшить финансирование образования. Кроме того, участие в финансировании вузов позволит предприятиям ока­зывать большее влияние на процесс подготовки специалистов. Уве­личение финансирования произойдет за счет внебюджетных средств.

Результат. Увеличение финансирования высшей школы, укреп­ление связей между промышленностью и высшей школой, большие воз­можности для воздействия предприятий на процесс подготовки специ­алистов,

11. Законодательно освободить или установить льготные ставки на коммунальные услуги, налоги на имущество, землю и разрешить вузам сдавать помещения в аренду по согласованию только с учредителем. Уменьшить процент софинансирования, привлекаемого вузами в рамках программ Национальных исследовательских университетов.

Вузы не получают достаточных бюджетных ассигнований для оплаты коммунальных услуг (получают не более 50% от необходимого). Инновационное оборудование не сразу дает отдачу, поэтому в первое время оно может формировать убытки.

Результат. Вузы получат дополнительные финансовые ресурсы для развития образовательной и научной деятельности.

12. Внести изменение в законодательство:

« предоставить право Фондам поддержки малого предпринима­тельства финансировать структурные подразделения вузов, осуществ­ляющих применение результатов интеллектуальной деятельности;

• предоставить малым предприятия, создаваемым при вузах, на начальном этапе их деятельности налоговые льготы, а затем предус­мотреть упрощенный порядок налогообложения; • определить степень ответственности малого инновационного предприятия перед вузом-учредителем.

В соответствии с законодательством вузам, являющимся бюд­жетными учреждениями, предоставлено право быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в при­менении на практике результатов интеллектуальной деятельности. При этом возникает проблема отторжения от вузов материальных и интеллектуальных ресурсов, а рентабельность предприятий получа­ется низкой.

Результат. Повышение эффективности деятельности создавае­мых хозяйственных обществ, повышение заинтересованности в созда­нии интеллектуальной собственности в вузах.

13. Внести изменения в ФЗ 94, позволяющие ускоренное приобретение инновационного оборудования, приобретаемого вузами в рамках государственных программ.

Применение ФЗ 94 значительно увеличивает сроки приобрете­ния оборудования. В связи с тем, что такое оборудование может изготавливаться в течение значительных сроков, возникают пробле­мы с использованием бюджетных средств.

Результат. Повышение эффективности использования бюджет­ных средств,

14. Предусмотреть финансирование кадрового обеспечения Федеральных целевых программ и возможность направления средств в вузы на подготовку и переподготовку кадров. Например, ФЦП «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2009—2015 годы».

В условиях нехватки кадров федеральные целевые программы не могут быть реализованы без специального кадрового обеспече­ния. Данная мера позволит улучшить финансирование подготовки специалистов, а также шире применять принципы целевой подго­товки.

Результат. Повышение эффективности реализации федеральных целевых программ, улучшение качества подготовки специалистов.

 

Ректор МАИ,
Председатель
Совета УМО АРК.     Л.Н. Геращенко

 

 

Заказать издание:

125993 ГСП-3, Москва, А-80, Волоколамское ш., 4

Телефон: (499) 158-00-09 

Факс: (499) 158-29-77

E-mail: aet@mai.ru

Web: http://www.mai.ru/unit/umoark/