НАШ ОТВЕТ COVID-19

Новости

01.06.2016

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).

       Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
       Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
       Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/440402
       Зарегистрировано в Минюсте России 26 мая 2016 г. № 42288
 
 
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. N 549
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)"
 
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. N 376 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "магистр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2010 г., регистрационный N 17382);
пункт 52 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
 
Министр
Д.В. Ливанов
 
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2016 г.
Регистрационный N 42288
 
 
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования
по направлению подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
(уровень магистратуры)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. N 549)
 
 
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
 
 
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
НИР - научно-исследовательская работа;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
 
 
Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
 
 
деятельность в сфере образования;
деятельность в социальной сфере;
деятельность в сфере здравоохранения;
деятельность в сфере культуры.
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагогическая;
научно-исследовательская;
научно-методическая;
организационно-управленческая.
При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);
ориентированной на производственно-технологический, практикоориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).
общие для всех видов профессиональной деятельности:
изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;
разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательных отношений;
организация образовательной среды, обеспечивающей коррекцию развития обучающихся, которые испытывают трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия;
осуществление профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, профессиональными стандартами и этическими нормами профессионального сообщества;
организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со специалистами смежных профессий;
формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;
организация межличностных контактов и общения участников образовательных отношений в условиях поликультурной среды;
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации:
контроль за ходом психического развития обучающихся на каждом уровне образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательных отношений;
осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей), психологической профилактики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся;
мониторинг сформированности компетенций обучающихся;
разработка совместно с педагогическими работниками траекторий обучения обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
взаимодействие с участниками образовательных отношений по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности;
разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
организация и руководство проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
организация и руководство по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся;
проведение экспертизы образовательной среды;
исследование и разработка проектов командообразования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и организациях социальной сферы;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
контроль за ходом психического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
подбор и модификация психолого-педагогических и стандартизированных методов психологической диагностики для обследования обучающихся разного возраста с сенсорными, речевыми, двигательными и интеллектуальными нарушениями;
психологическая диагностика обучающихся разных групп обучения с ограниченными возможностями здоровья в психолого-медико-социальных комиссиях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
психологическая коррекция социальной дезадаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) и педагогических работников по проблемам воспитания и обучения, особенностям психического развития, жизненного и профессионального самоопределения;
профилактика отклонений в психическом развитии обучающихся с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, двигательной, интеллектуальной и эмоциональной сфер;
анализ российских и зарубежных направлений и методов коррекционного и восстановительного обучения, их отбор и внедрение в практику коррекционного образования;
педагогическая деятельность:
обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной, игровой, учебной);
осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной деятельности;
обеспечение оптимальных условий адаптации обучающихся к образовательной деятельности на каждом возрастном этапе;
оптимизация взаимодействия педагогических работников с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательной деятельности;
организация и проведение работы, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
научно-исследовательская деятельность:
изучение, анализ и обобщение результатов российских и зарубежных научных исследований в области психолого-педагогического образования с целью определения проблем научного исследования;
разработка и использование современных, в том числе информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);
проектирование и реализация НИР и опытно-конструкторской работы, научно-исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;
анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;
экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;
создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
разработка и реализация образовательных программ, в том числе адаптированных, повышение психологической компетентности участников образовательных отношений;
изучение закономерностей и особенностей психического развития обучающихся с различными психическими и физическими нарушениями в разных условиях, прежде всего в условиях коррекционного обучения;
научно-методическая деятельность:
организация работы по учебно-методическому обеспечению содержания образования;
анализ учебно-воспитательной работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательной деятельности;
сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательной деятельности;
научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;
психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;
оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
работа с педагогическими работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;
участие в разработке информационных и методических материалов;
проектирование совместно с педагогическими работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальных траекторий повышения их квалификации;
организационно-управленческая деятельность:
разработка и реализация эффективной системы мер по защите и охране прав работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
развитие организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с разработанными планами и программами развития организации;
использование психологических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе;
разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;
обеспечение условий для создания психологической комфортной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
организация и осуществление современного подхода в работе с персоналом (включая подбор кадров, создание планов карьерного и профессионального роста внутри организации, осуществляющей образовательную деятельность);
организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;
разработка совместно с педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом организации, осуществляющей образовательную деятельность стратегии и планов развития организации, осуществляющей образовательную деятельность;
создание модели эффективного управления мотивацией педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с использованием моральных, материальных и иных стимулов.
 
 
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации:
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
педагогическая деятельность:
научно-исследовательская деятельность:
научно-методическая деятельность:
организационно-управленческая деятельность:
 
 
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе НИР", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*.
 
 
Таблица
 
Структура программы магистратуры
Объем программы магистратуры в з.е.
Дисциплины (модули)
54-60
Базовая часть
15-33
27-39
Практики, в том числе НИР
51-60
51-60
Государственная итоговая аттестация
6-9
Объем программы магистратуры
120
 
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе НИР" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе НИР" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
НИР.
Способы проведения учебной и производственной практик:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 20 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.
 
 
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
80 процентов для программы академической магистратуры;
65 процентов для программы прикладной магистратуры.
10 процентов для программы академической магистратуры;
20 процентов для программы прикладной магистратуры.
7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно- исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).
 
_____________________________
* Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).
** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31. ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).