Новости

04.02.2015

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации 48.06.01 Теология (далее соответственно - программа аспирантуры, направление подготовки).

        Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации 48.06.01 Теология (далее соответственно - программа аспирантуры, направление подготовки).

Файл c текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru

Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/480601.pdf

         Зарегистрировано в Минюсте России 08 мая 2014 г. N 32214

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2014 г. N 317
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.06.01 Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
С изменениями и дополнениями от: 30 апреля 2015 г.
 
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 48.06.01 Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
 
Министр
Д. Ливанов
 
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2014 г.
Регистрационный N 32214
 
 
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Направление подготовки: 48.06.01 Теология
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2014 г. N 317)
С изменениями и дополнениями от: 30 апреля 2015 г.
 
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 48.06.01 Теология (далее соответственно - программа аспирантуры, направление подготовки).
 
 
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВО - высшее образование;
УК - универсальные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
СЕТЕВАЯ ФОРМА - сетевая форма реализации образовательных программ.
 
 
Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 3 года. Объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы аспирантуры в очно-заочной или заочной формах обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией самостоятельно;
при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы аспирантуры при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е. за один учебный год.
При реализации программы аспирантуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Реализация программы аспирантуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается в случае включения в программу аспирантуры дисциплин (модулей) и (или) практик, содержащих научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, сведений составляющих государственную тайну и (или) предполагающих обязательное использование специализированного учебного оборудования, участия обучающихся в процессах, связанных с жизнью и здоровьем людей и (или) связанных напрямую с формированием профессиональных компетенций практико-ориентированного характера.
Реализация программы аспирантуры возможна с использованием сетевой формы.
Образовательная деятельность по программе аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
Программа аспирантуры по направлению подготовки 48.06.01 Теология реализуется в рамках соответствующей конфессиональной теологии (христианской, исламской, иудейской, буддистской).
 
 
систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, теологическое образование, науку и просвещение, религиозную культуру и философию, сферу государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений, практические аспекты жизни конфессий и соответствующую им социальную активность.
основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.
научно-исследовательская деятельность в области теологии;
преподавательская деятельность в области гуманитарных наук, охватывающих мировоззренческую проблематику;
экспертная и представительско-посредническая деятельность в религиозной сфере;
просветительская и воспитательная деятельность в духовно-нравственной сфере.
При разработке и реализации программы аспирантуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится аспирант, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса организации.
 
 
универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки;
общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки;
профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее - направленность программы).
5.6. Перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры организация формирует самостоятельно в соответствии с направленностью программы и номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).
 
 
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 в пункт 6.2 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
6.2. Программа аспирантуры состоит из следующих блоков:
 
 
Таблица
 
Наименование элемента программы
Объем (в зачетных единицах)
30
9
Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов
Дисциплина/ (модуль), направленная на подготовку к сдаче
кандидатского экзамена
21
141
Вариативная часть
Вариативная часть
9
Базовая часть
ВСЕГО
180
 
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 пункт 6.3 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)", в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от направленности программы аспирантуры, которую он осваивает.
Набор дисциплин (модулей) вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" организация определяет самостоятельно в соответствии с направленностью программы аспирантуры в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
Программа аспирантуры разрабатывается в части дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов в соответствии с примерными программами, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации *(2).
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 пункт 6.4 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
6.4. В Блок 2 "Практики" входят практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика).
Педагогическая практика является обязательной.
Способы проведения практики: стационарная;
выездная.
Практика может проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 пункт 6.5 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
6.5. В Блок 3 "Научные исследования" входят научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-квалификационной работы (диссертации) набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 пункт 6.6 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
6.6. В Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации *(3).
По результатам представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) организация дает заключение, в соответствии с пунктом 16 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2014, N 32, ст. 4496).
 
 
 
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 в подпункт 7.1.1 внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.7. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
 
 
7.2.2 Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и/ или ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в том числе богословские степени и богословские звания, присужденные (присвоенные) и (или) признанные (подтвержденные) на территории Российской Федерации, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу аспирантуры, должна составлять не менее 60 процентов.
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 в подпункт 7.2.3 внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
7.2.3. Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), в том числе богословские степени присужденные и (или) признанные на территории Российской Федерации, осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по профилю направления подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях.
 
 
7.3.1. Организация должна иметь специальные помещения для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания оборудования. Помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), содержащим все обязательные и дополнительные издания учебной, учебно-методической и иной литературы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик.
7.3.2. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения, должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, размещенные на основе прямых договорных отношений с правообладателями.
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 в подпункт 7.3.6 внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
7.3.6. Минимально необходимый перечень оборудования для реализации программы аспирантуры включает в себя оборудование, необходимое для обеспечения преподавания учебных дисциплин (модулей), осуществления практической и научно-исследовательской деятельности, а также обеспечения подготовки научно-квалификационной работы (диссертации).
7.4.1. Исключен.
Информация об изменениях:
См. текст подпункта 7.4.1
7.4.2. Исключен.
Информация об изменениях:
См. текст подпункта 7.4.2
7.4.3. Финансовое обеспечение реализации программ аспирантуры должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
 
 
Исключен.
Информация об изменениях:
См. текст раздела VIII
Приказом Минобрнауки России от 30 апреля 2015 г. N 464 в сноски внесены изменения
См. текст сносок в предыдущей редакции
______________________________
*(1) Пункт 5.2.73 (3) Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582).
*(2) Пункт 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2014, N 32, ст. 4496).
*(3) Пункт 15 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2014, N 32, ст. 4496).
*(4) Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33 ст. 4378).