Новости

04.04.2019

Счетная палата РФ предлагает новые принципы планирования КЦП подготовки специалистов - Бюллетень Счетной палаты №3 (март) 2019 г

 
Счетная палата РФ предлагает новые принципы  планирования КЦП подготовки специалистов
Бюллетень Счетной палаты №3 (март) 2019 г
 
 
Согласно части 1 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No 273-ФЗ) число обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее – КЦП).Проведенный в рамках экспертно-аналитического мероприятия анализ КЦП выявил, что Минобрнауки России устанавливает КЦП без учета поло-жений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собра-нию от 1 декабря 2016 года в части ориентира на подготовку специалистов по ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики (инженерные и IT-специальности).В ходе анализа областей образования отмечено снижение в области «Здравоохранение и медицинские науки» – на 2017/2018 учебный год установлено 27,1 тыс. человек против 33,6 тыс. человек в 2016/2017 учебном году, то есть снижение составило 19,5 %, что может создать риски в выполнении задачи 5.1 национального проекта «Здравоохранение» по увеличению к 2024 году численности врачей, работающих в государственных медицин-ских организациях, на 43 тыс. человек.В области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» на 2017/2018 учебный год КЦП установлено в объеме 219393 чело-века, что на 8556 человек, или на 4 %, меньше, чем на 2016/2017 учебный год (227349 человек).КЦП распределяются таким образом, что 25,5 % всех бюджетных мест приходится на Москву и Санкт-Петербург, что отрицательно сказывается на развитии регионов и не позволяет учитывать подготовку необходимых для экономики регионов специальностей.В целом, анализ КЦП показал, что по основным программам выс-шего образования на 2018/2019 учебный год КЦП выросли и составили 625,4 тыс. человек против 601,2 тыс. человек на 2017/2018 учебный год.
 
 
 
Одним из показателей, на основании которых принимается решение об эффективности деятельности учреждений, является трудоустройство выпускников. Минобрнауки России оценивало трудоустройство на основании данных Пенсионного фонда Российской Федерации, который учитывает устроившихся по профессии (специальности) всех, за кого работодатель перечислил хотя бы 1 взнос. Однако данный факт не означает, что выпускник работает по профессии (специальности) и на постоянной основе, что затрудняет планирование КЦП и приводит к избытку невостребованных профессий на рынке труда.
Так, по данным Росстата, из 72324 тыс. занятых по полученной профессии (специальности) работают лишь 54,8 % (39634 тыс. человек), из них 23,8 % 319No3(255)І2019

(17213 тыс. человек) имеют высшее образование, или 72 % от числа занятых, имеющих высшее образование.Максимальный процент выпускников, работающих не по профессии (специальности), отмечается среди выпускников направлений «специально-сти по социальным наукам» (54 %), «воспроизводство и переработка лесных ресурсов» (49,8 %), «специальности естественных наук» (47,5 %), «приборо-строение и оптотехника» (44,2 %), «сельское и рыбное хозяйство» (43,5 %), «металлургия, машиностроение и материалообработка» (39,1 %), «техно-логия продовольственных продуктов и потребительских товаров» (39,6 %), «транспортные средства» (37,7 %), «сфера обслуживания» (35,7 %). Наибо-лее успешными в трудоустройстве по полученной специальности являются выпускники по направлению «здравоохранение» (96,3 %). При этом КЦП по данной специальности ежегодно уменьшаются.Среди всех выпускников 2010–2015 годов, получивших высшее обра-зование, 1960,6 тыс. человек (33,2 %) обучались по специальности «эконо-мика и управление». При этом около 35,4 % из них трудоустроены не по специальности. Указанное подтверждает, что КЦП формируются либо без учета поло-жений методики расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и круп-нейших работодателей в профессиональных кадрах, либо сама методика требует пересмотра.Таким образом, подходы к установлению КЦП требуют пересмотра с уче-том потребностей экономики, а также реальной потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах.При этом анализ специальностей и направлений подготовки показывает, что, не меняя объемы в целом, возможно пересмотреть распределение КЦП внутри укрупненных групп в разрезе «нужных» стране.По данным мониторинга качества приема в учреждения, ежегодно про-водимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», в 2017 году закрепились позитивные изменения в качестве работы и репутации российских университетов. Число учреждений, зачис-ливших на 1 курс на бюджетные места больше половины абитуриентов-«отличников» с баллами ЕГЭ выше 70, достигло 151 – это 36,2 % учреждений, что на 4,5 % выше по сравнению с 2016 годом.

 
Самое высокое качество бюджетного приема традиционно отмечается на 9-ти социально-гуманитарных направлениях подготовки, где средний балл зачисленных на первый курс превысил 80. Среди них наиболее круп-ные – «Юриспруденция» и «Экономика» с бюджетным приемом от 5 до 6 тыс. человек. Еще 20 направлений имеют средний балл от 70 до 80, то есть абсо-лютное большинство студентов – отличники. Среди них «Здравоохранение» (больше 25 тысяч зачисленных) и «Математика» (10 тысяч), а также «Физика» и «Информационная безопасность». По-прежнему, остается неудовлетворительным качество приема на «Сельское и рыбное хозяйство» (15,5 тыс. бюджетных мест, средний балл 55) «Лесное дело» (3,3 тыс. мест, 56 баллов) и «Транспортные средства» (11,5 тыс. мест, 58 баллов).Следует отметить, что и в абсолютном, и в процентном соотношении лидируют учреждения, подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Минздраву России, значительно уступают им – сельскохозяйственные и педагогические учреждения, которые с каждым годом теряют свою конкурентоспособность.При этом согласно проводимому мониторингу трудоустройства выпускников доходы выпускников аграрных и педагогических учреждений в среднем более чем на 10 процентных пунктов ниже средних по региону. В 2017 году согласно ВПО-1 количество обучающихся студентов (бакалавров, магистров, специалитета) всех курсов обучения составило 1843016 человек, согласно форме No 1-НК количество обучающихся (аспирантов) – 63519 человек. При этом в федеральном статистическом наблюдении статистический инструментарий о численности обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки отсутствует, что не позволяет оценить фактический выпуск обучающих указанных категорий и соотнести с потребностью российской экономики…..
 
Источник
http://www.ach.gov.ru/