Новости

04.04.2019

РЕКОМЕНДАЦИИ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в связи с изменением законодательства Российской Федерации в части целевого обучения

РЕКОМЕНДАЦИИ
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в связи с изменением законодательства Российской Федерации в части целевого обучения
 
В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает руководителям организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования и среднего профессионального образования, об изменении с 2019 года правил приема студентов на целевое обучение.
Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 337-ФЗ (далее - Закон
№ 337-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).
Новая редакция Закона об образовании вступила в силу с 1 января 2019 года. На договоры о целевом приеме и целевом обучении, заключенные до этой даты, новая редакция не распространяется.
Начиная с 2019 года, частью 1 статьи 56 Закона об образовании предусмотрено заключение одного договора о целевом обучении вместо двух (о целевом приеме и о целевом обучении).
Ранее статьей 53 Закона об образовании предусматривалось, что в случае приема гражданина на целевое обучение изданию распорядительного акта о приеме предшествовало заключение договора о целевом приеме (между образовательным учреждением и гражданином) и договора о целевом обучении (между заказчиком обучения и гражданином). Согласно новой редакции договор о целевом приеме с 1 января 2019 года не заключается.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона об образовании гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения).
Вместе с тем, Рособрнадзор обращает внимание, что согласно части 33 статьи 56 Закона об образовании в случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 Закона об образовании изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении.
Таким образом, договор о целевом обучении для обучающихся, принимаемых на обучение в рамках целевой квоты, установленной в пределах контрольных цифр приема, должен быть заключен до представления поступающим заявления о приеме.
Пунктом 126 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147 (далее - Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования), предусмотрено представление поступающим при подаче заявления о приеме на целевое обучение копии договора о целевом обучении, заверенной заказчиком целевого обучения, или незаверенной копии указанного договора с предъявлением его оригинала.
Только прием на целевое обучение в интересах безопасности государства осуществляется без представления копии договора о целевом обучении. Федеральный государственный орган, являющийся в данном случае заказчиком целевого обучения, направляет в образовательную организацию информацию о заключенном договоре о целевом обучении.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 75 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 12 января 2017 № 13 (далее - Порядок приема в аспирантуру).
Законом № 337-ФЗ в Закон об образовании введена статья 71.1, которой установлены особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.
В соответствии с частью 1 статьи 71.1. Закона об образовании прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты предусмотрен только при заключении договора о целевом обучении со следующими органами/организациями:
1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;
3) государственными корпорациями;
4) государственными компаниями;
5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
8) дочерними хозяйственными обществами: государственных компаний; хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Кроме того, заключенный договор о целевом обучении с указанными выше заказчиками учитывается как преимущество при поступлении на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в случае, если численность поступающих превышает число бюджетных мест в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона об образовании.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 243 внесены соответствующие изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36 (далее - Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования).
Пунктом 43 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования установлен порядок принятия образовательной организацией решения о приеме, если численность поступающих, включая поступающих, успешно прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В этом случае прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на основе:
- результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации;
- договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 Закона об образовании;
- результатов индивидуальных достижений.
Сведения о результатах индивидуальных достижений, копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию указанного договора с предъявлением его оригинала обучающийся вправе представить при приеме документов на обучение.
В правилах приема, утвержденных образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с указанной правовой нормой необходимо установить порядок, учитывающий указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования по общеобразовательным предметам.
В соответствии с абзацами четыре и пять пункта 43 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования результаты индивидуальных достижений и (или) наличие договора о целевом обучении учитываются при равенстве результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
При наличии результатов индивидуальных достижений и договора о целевом обучении учитывается в первую очередь договор о целевом обучении.
Рособрнадзор обращает внимание руководителей образовательных организаций на регламентированную Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования последовательность принятия решения о приеме на обучение в случае, если численность поступающих превышает число бюджетных мест.
Приоритет предоставлен обучающимся, достигшим лучших результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего образования, согласно документам об образовании и (или) документам об образовании и о квалификации.
В случае равенства указанных результатов зачисляются обучающиеся, заключившие договор о целевом обучении с заказчиками с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 Закона об образовании.
При наличии свободных мест зачисляются обучающиеся, представившие результаты индивидуальных достижений.
При этом пунктом 43.1. Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования установлены результаты индивидуальных достижений, которые учитываются образовательной организацией при приеме на обучение:
1) наличие статуса победителя и призера в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений в соответствии с Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239;
2) наличие у поступающего статуса победителя и призера чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
3) наличие у поступающего статуса победителя и призера чемпионата профессионального мастерства, проводимого союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» либо международной организацией «WorldSkills International».
В правилах приема, утвержденных образовательной организацией самостоятельно, необходимо установить порядок учета результатов индивидуальных достижений и договора о целевом обучении.
Установление квоты приема на целевое обучение
Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается согласно части 2 статьи 71.1. Закона об образовании с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.
Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления с 1 января 2019 года осуществляются:
Правительством Российской Федерации - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - за счет, соответственно, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Рособрнадзор напоминает образовательным организациям, что в соответствии с пунктом 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования в рамках контрольных цифр проводится отдельный конкурс по каждой совокупности условий поступления и каждому из следующих оснований приема на обучение (далее - основания приема):
на места в пределах особой квоты;
на места в пределах целевой квоты;
на места в рамках контрольных цифр за вычетом особой квоты и целевой квоты.
Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе различных уровней образования проводится единый конкурс по одинаковым условиям поступления и одному и тому же основанию приема (при его наличии).
Таким образом, в вузе организуется отдельный поток приема абитуриентов, поступающих в рамках целевого приема. Между этими абитуриентами проводится отдельный конкурс на бюджетные места.
Договор целевого обучения
Существенными условиями договора о целевом обучении являются обязательства заказчика целевого обучения и гражданина.
Обязательства заказчика целевого обучения:
- организовать предоставление или предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения меры поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, предоставить в пользование или оплачивать жилое помещение в период обучения, а также предоставлять другие меры поддержки;
- трудоустроить гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного этим договором, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.
К обязательствам гражданина, заключившего договор о целевом обучении, относятся:
- освоение образовательной программы, указанной в договоре (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком);
- осуществление трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
Согласно части 3 статьи 56 Закона об образовании сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Образовательное учреждение учитывает предложения заказчика целевого обучения по прохождению гражданином практики, а также по запросу заказчика предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы. Напомним, что ранее обязательства заказчика и гражданина по организации и прохождению учебной, производственной и преддипломной практики относились к существенным условиям договора о целевом обучении.
Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору, порядок выплаты компенсации, определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма указанного договора устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 56 Закона об образовании).
Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является орган власти и который включает в себя обязательство гражданина по прохождению государственной или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе (часть 8 статьи 56 Закона об образовании).
Целевое обучение по программам высшего и среднего
профессионального образования
Частью 6 статьи 71 Закона об образовании предусмотрено, что в случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в вуз, а гражданином - обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет заказчик или обучающийся гражданин выплачивает образовательному учреждению штраф в размере расходов бюджета на обучение гражданина. Данный штраф направляется вузом на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.
Порядок выплаты штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, будут установлены Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Меры социальной поддержки
Согласно части 2 статьи 34 Закона об образовании  обучающимся в образовательных учреждениях по основным профессиональным образовательным программам предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
3) предоставление в соответствии с Законом об образовании и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
4) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
6) предоставление образовательного кредита в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Кроме того, частью 8 статьи 34 Закона об образовании установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных средств стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные законодательством.
При этом исключений для лиц, заключивших договор целевого обучения, Закон об образовании не предусматривает.
Таким образом, студентам, заключившим договор о целевом обучении, должна на общих основаниях выплачиваться стипендия, в установленных законом случаях предоставляться инвентарь, питание и т.д.
Договором целевого обучения в качестве мер социальной поддержки студента с 1 января 2019 года - должно быть предусмотрено, что заказчик целевого обучения оплачивает предоставляемые вузом платные образовательные услуги (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 56 Закона об образовании).
Это значит, что образовательное учреждение может получать плату от заказчика целевого обучения за оказание дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении.
При этом напоминаем, что оказание данных услуг должно быть оформлено договором в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Рособрнадзор в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации рекомендует руководителям образовательных организаций при подготовке к приему на обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования внести изменения в правила приема на 2019/2020 учебный год и иные локальные нормативные акты организаций, регламентирующие организацию приема на обучение граждан, заключивших договор о целевом обучении, а также порядок освоения образовательных программ и проведение практик, оказание платных образовательных услуг, предоставление мер социальной поддержки и иные изменения, приведя их в соответствие с Законом об образовании, Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования, Порядком приема в аспирантуру и Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.
Для предупреждения нарушений при организации и проведении приема на 2019/2020 учебный год Рособрнадзор рекомендует также провести обучение ответственных секретарей приемных комиссий.
Источник
http://www.obrnadzor.gov.ru