Новости

03.06.2011

Важный документ! О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)

В разделе методическое обеспечение опубликован документ Минобрнауки О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)

Комментарии к документу:

Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532
"О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования"
 
Департамент профессионального образования разъясняет, что решением Коллегии Минобрнауки России от 25 января 2011 года (протокол N ПК-2вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.
В настоящее время Департамент профессионального образования осуществляет процедуру внесения соответствующих изменений в пункт 7.1 всех ФГОС по направлениям подготовки (специальностям) для программ бакалавриата и программ подготовки специалиста, а также в пункт 1 и пункт 2 Письма Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года N 03-956.
Порядок реализации вузами профилей (специализаций) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) приведен в приложении.
Порядок формирования реестра профилей и специализаций ООП ВПО, правила учета профилей (специализаций) в государственной образовательной статистике, порядок мониторинга качества реализации вузами профилей (специализаций) и взаимодействия вузов в рамках государственно-общественных объединений будет доведен до вузов до 1 июня 2011 года.
 
Директор Департамента
профессионального образования
Т.М. Давыденко
 
Приложение
к
письму Министерства
образования и науки РФ
от 31 марта 2011 г. N 12-532
 
О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)
 
 
1.2. Профиль (специализация) отражает направленность основной образовательной программы (далее - ООП) высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и(или) задачи профессиональной деятельности, определенные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом.
Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
 
 
Если по направлению подготовки (специальности) имеются две и более примерных основных образовательных программ, вузы могут ориентироваться на перечень профилей (специализаций), представленных в данных примерных ООП.
Вузы могут разработать основные образовательные программы и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
2.2. Если профили (специализации) ООП установлены во ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), вуз должен выбирать профили (специализации) из указанных во ФГОС. Введение новых профилей (специализаций) в этом случае осуществляется через процедуру внесения изменений во ФГОС ВПО.
Вузы, получившие право реализации ООП на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (ОС) при разработке ОС и ООП по направлениям подготовки (специальностям), для которых профили (специализации) определены во ФГОС ВПО, имеют право самостоятельно устанавливать профили (специализации) ООП бакалавриата (подготовки специалистов).
2.3. Если перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ООП определен во ФГОС, вуз должен обеспечить студенту освоение этих компетенций в соответствии с профилем (специализацией) подготовки. Если во ФГОС перечень профильных (специализированных) компетенций не определен, вуз определяет перечень этих компетенций самостоятельно или в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы.
 

Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).

Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.

Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.

Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).

Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.

Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.

Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.