Новости

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Биология (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Биология (4 года обучения)

Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

________________ В.Л. Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337  

 

Профиль «Биология»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от  22 декабря 2009г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

 

Форма обучения – очная

           

 

 


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

 

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 

в области культурно-просветительской деятельности: 

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

 

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

 

Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

Проректор по учебно-методической работе

Л.А. Трубина

 

Начальник Учебно-методического управления

Е.Б. Егорова

 

Декан биолого-химического факультета

С.К. Пятунина

 

 

 


 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

по направлению 050100 Педагогическое образование

профиль «Биология»

Квалификация (степень) - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

№ п/п 

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

 

 

Зачетные единицы

Академические часы

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежут. Аттестации

(ФПА)

 
 

Количество недель

 

 

18

18

18

18

18

18

18

18

 

 

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

28

1008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Базовая часть

18

648 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.1.1

История

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

 1.1.2

Философия

4

144

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

 1.1.3

Иностранный язык

6

216

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

 1.1.4

Педагогическая риторика

3

108 

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

 1.1.5

Экономика

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

 1.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

10 

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1

Образовательное право

2

72 

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.2

Политология

2

72 

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.3

Профессиональная этика

2

72 

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.4.

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл 

12

432 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Информационные технологии в образовании

2

72 

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.2

Основы математической обработки информации

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.3

Общая химия

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

6

216 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1

Основы экологии

2

72 

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.2.

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3 Профессиональный цикл

165

5940

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Базовая часть

36

1296

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1

Педагогика

10

360

 

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.2

Психология

10

360

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.3

Методика обучения биологии

10

360

 

 

 

 

х

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.1.4

Возрастная анатомия, физиология и гигиена  

2

72 

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.5

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 

2

72 

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.6

Безопасность жизнедеятельности

2

72 

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

129

4644

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1

Ботаника 

12

432

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.2

Зоология

12

432

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.3

Микробиология

3

108

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.4

Физиология растений

5

180

 

 

 

 

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.5

Анатомия человека

4

144

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.6

Физиология человека и  животных

6

216

 

 

 

 

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.7

Гистология 

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.8

Цитология

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.9

Биологическая химия

4

144

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.10

Молекулярная биология

3

108

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.11

Генетика

4

144

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА с оценкой

 

3.2.12

Теория эволюции

4

144

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА с оценкой

 

3.2.13

Общая экология

3

108

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.14

Социальная экология

2

72

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.15

Введение в биотехнологию

3

108

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.16

Охрана природы и рациональное природопользование

3

108

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.17

Биологические основы сельского хозяйства

4

144

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.18

Почвоведение с основами агрохимии

3

108

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.19

Биогеография

3

108

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.20

Органическая химия

3

108

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.21

Основы физики биологических систем

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.22

Дисциплины (модули) по выбору студента

40

1440

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4 Физическая культура

2

400

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

Б.5 Учебная и производственная практики

27

972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная

12

504

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная (педагогическая)

15

468

 

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

Б.6 Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

 

                            Всего:

 

240

 

8640

(+328)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
               

 

 

 

 

*- Трудоемкость дисциплины «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Общая химия»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных  знаний в области общей химии.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.1.3).

            Для освоения дисциплины «Общая химия» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Химия», «Физика» на предыдущем уровне образования.

            Дисциплина «Общая химия» является основой для изучения дисциплин: «Органическая химия», «Биологическая химия», «Молекулярная биология», «Общая экология».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих  компетенций:

 - способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- важнейшие химические законы и закономерности в окружающем мире, их связь с биологическими процессами;

- номенклатуру химических веществ; свойства химических элементов и их соединений;

- основные современные физико-химические методы исследования химических веществ и их превращений,

            уметь:

- применять научные знания в области общей химии в учебной и профессиональной деятельности;

            владеть:

- навыкам работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами, включающими основные элементы техники безопасности.

 

  1. 4.                  Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

  1. 5.                  Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой общей и аналитической химии,  профессор В.В. Батраков

МПГУ, доцент  кафедры общей и аналитической химии Н.И. Гоголевская

 

 

«Методика обучения биологии»

 

            1. Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Биология» в учреждениях общего среднего образования.

            2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Методика обучения биологии» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.1.3).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Информационные технологии в образовании», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

            Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения  (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-содержание и принципы построения школьных программ и учебников по биологии;

-формы организации учебно-воспитательного процесса;

уметь:

- определять учебно-воспитательные задачи изучаемого материала;

- анализировать результаты учебно-воспитательной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

 -применять научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных  источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав. кафедрой методики преподавания биологии, профессор А.И.Никишов

МПГУ, доцент кафедры методики преподавания биологии Р.А.Петросова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

 

            1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены с учетом готовности к ведению образовательной деятельности  в учреждениях общего среднего образования.

            2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится базовой части профессионального цикла (Б.3.1.4).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования.

            Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также  «Методики обучения биологии», «Основ медицинских знаний и здорового образа жизни». 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-  общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;

-  возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма;

-  влияние наследственности и среды на развитие ребенка;

-  критерии определения биологического возраста;

-  строение, функциональное значение, возрастные особенности сенсорных, моторных и висцеральных систем;

-  психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи.

уметь:

-  использовать полученные теоретические и практические навыки для организации образовательного процесса;

-  строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий;

владеть:

-  методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных  А.Г. Бочкарева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ботаника»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области ботаники

с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Ботаника» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.1).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.             Дисциплина «Ботаника» является основой для изучения таких областей знаний как эволюционный процесс, экология.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения растений, их онтогенетические и сезонные изменения, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания;

- научные представления о разнообразии растительного мира и других группах организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), об особенностях их строения, экологии и эволюции;

- научные представления о растительном покрове как сложной интегрированной системе флоры и растительности, современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий;

- методы исследования в современной ботанике.

уметь:

- определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части;

- делать геоботанические описания растительных сообществ;

- проводить наблюдения в природе и в лаборатории

владеть:

- методикой определения растений;

- методикой морфологического описания растений.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой ботаники, профессор В.П. Викторов

МПГУ, и.о. декана, доцент кафедры ботаники С.К. Пятунина

МПГУ, доцент кафедры ботаники  Н.М. Ключникова

 

«Зоология»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области зоологии с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Зоология» относится к вариативной  части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.2).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.             Дисциплина «Зоология» является основой для изучения дисциплин «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», а также таких областей знаний как теория эволюции, экология, биогеография.

3. Требования к результатам освоение дисциплины:

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения студент должен:

знать:

- основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения животных, их онтогенетические и сезонные изменения, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания;

- научные представления о разнообразии и систематики животного мира, об особенностях их строения, экологии;

- научные представления и методы исследования в современной зоологии;

- научные представления о животных как системных биологических объектах на трех уровнях организации: организменном, популяционно-видовом и биоценотическом;

- основные закономерности индивидуального и исторического развития животных;

уметь:

- определять, делать морфологические описания и зарисовывать животных;

- проводить наблюдения в природе и в лаборатории;

владеть:

- методикой определения животных;

- навыками натуралистической работы и природоохранной деятельности;

- основами научного мировоззрения, диалектического и материалистического мышления.

4. Общая трудоемкость дисциплины: 12 зачетных единиц

5. Разработчики:

МПГУ,  профессор кафедры зоологии и экологии К.В. Макаров

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии В.М. Константинов

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии И.Х. Шарова

МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии С.П.Шаталова

 

«Микробиология»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области микробиологии.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.3).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Цитология», «Биохимия», «Органическая и неорганическая химия», «Экология».

             Дисциплина «Микробиология» является основой для изучения дисциплин  «Теория эволюции», «Введение в биотехнологию».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные разделы современной микробиологии;

- историю и роль микробиологии в комплексе биологических наук;

- особенности морфологии, физиологии и воспроизведения; географическое распространение и экологию представителей основных таксонов микроорганизмов, их систематику, сходство и основные различия прокариот и эукариот, принципы классификации, номенклатуру;

- роль микроорганизмов в эволюционном процессе;

- важнейшие свойства микроорганизмов и вирусов, их глобальная роль в природе и различных сферах человеческой деятельности;

- основные микробиологические методы и сферы их применения;

уметь:

- уметь готовить питательные среды, получить накопленные и чистые культуры микроорганизмов;

владеть:

- методами микроскопирования, изготовления и окраски микробиологических препаратов; стерилизации.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры  ботаники Н.Г. Куранова

 

«Физиология растений»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физиологии растений с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Физиология растений» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.2.4).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные  в ходе освоения студентами дисциплин «Ботаника», «Цитология», «Гистология», «Биологические основы сельского хозяйства».

             Дисциплина «Микробиология» является основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла   «Теория эволюции», «Введение в биотехнологию».

             

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные процессы  растительного организма: фотосинтез, дыхание, водный режим и др.

-механизмы адаптации растений к меняющимся условиям среды;

уметь:

- применять на практике теоретические знания по физиологии растений;

- ставить простейшие опыты в школе;

владеть:

- практическими навыками экспериментальной работы для организации факультативов и занятий кружка по биологии. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5зачетных единиц.

 

 

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры ботаники  Плотникова И.В.

МПГУ, доцент  кафедры ботаники Живухина Е.А.

МПГУ, доцент кафедры  ботаники Михалевская О.Б.

 

«Анатомия человека»

            1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области анатомии человека с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.

            2.Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина “Анатомия человека” относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.5).

            Для освоения дисциплины “Анатомия человека» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов “Биология”  на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин “Цитология”, ”Гистология”, «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».          

            Дисциплина ”Анатомия человека” является основой для изучения дисциплин  вариативной части профессионального цикла.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями о структурной и функциональной организации органов и систем организма человека, их возрастных, половых и индивидуальных особенностях, факторах анатомической изменчивости (СК-2);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- базовые термины и понятия в области анатомии человека;

- структурно-функциональную организацию органов и систем тела человека, включая их микроскопическую и ультрамикроскопическую организацию, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

- факторы и принципы анатомической изменчивости и вариации анатомических структур в процессе антропогенеза.

уметь:

- применять научные знания в области анатомии человека в учебной и профессиональной деятельности;

- осуществлять преподавание анатомии человека как учебного предмета в соответствии с требованиями государственного стандарта.

владеть:

- современными методами анатомических исследований;

- методами микроскопирования, а также навыками работы на гистологических и анатомических препаратах.

 

4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных   З.Г. Брыксина.

 

«Физиология человека и животных»

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физиологии человека и животных с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Физиология человека и животных» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.6).

             Для освоения дисциплины «Физиология человека и животных» студенты используют знания и умения, сформированные в процессе изучения дисциплин «Анатомия человека», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»,  «Зоология».

            Дисциплина «Физиология человека и животных» является основой для изучения таких дисциплин  «Биохимия», «Молекулярная биология», «Генетика», «Теория эволюции».

3.Требования к результатам освоения дисциплины: 

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-  процессы жизнедеятельности  и механизмы  их регулирования  в клетках, тканях, органах и системах, а также целостном организме человека и животных;

-  современные закономерности физиологии, основанные на изучении триединства структуры, химизма и  функций организма человека и животных;

- основные физиологические особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза в условиях покоя и при взаимодействии с окружающей средой; механизмы адаптации к условиям среды;

уметь:

-  осуществлять самостоятельную и экспериментальную деятельности на практических занятиях, - разбираться в современной  физиологической аппаратуре;

 

владеть:

- навыками постановки хронического и острого опыта на  различных животных (лягушках, крысах, мышах).

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой анатомии и физиологии человека и животных, профессор Любовцев В.Б.

МПГУ, доцент кафедры анатомии  и физиологии человека и животных Р.Н. Микаелян

 

 

«Гистология»

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области гистологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Гистология» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.7).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также дисциплины «Цитология».

            Дисциплина «Гистология» является основой для изучения таких дисциплин «Физиология человека и животных», «Экология человека».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-            общие закономерности и особенности протекания эмбрионального периода индивидуального развития организмов животных и человека;

-            морфо-функциональную организацию тканей,

-            особенности развития и регенерации тканей животных и человека.

уметь:

-            ориентироваться на препаратах по эмбриологии и гистологии;

-            самостоятельно определять и описывать стадии развития;

-            определять функциональное состояние клеток и тканей;

-            объяснять физиологические механизмы работы различных тканей животных и человека;

-            выбирать оптимальные методы исследования в соответствии с поставленными задачами;

-            оборудовать биологический кабинет и класс-лабораторию, оснастить их наглядными пособиями, препаратами, учебными коллекциями, раздаточным материалом;

-            изготавливать простейшие учебные микро- и макропрепараты для лабораторно-практических занятий со школьниками.

владеть:

-            методами исследования препаратов зародышей;

-            методами микроскопирования (световой микроскопии), изготовления и окраски гистологических препаратов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных А.А.Никитина

 

 

 

 

«Цитология»

  1. 1.                  Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области клеточной биологии.

 

  1. 2.                  Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Цитология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8).

                Для освоения дисциплины «Цитология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также дисциплины «Гистология».

            Дисциплина «Цитология» является основой для изучения  дисциплин «Ботаника», «Зоология», «Генетика» и других дисциплин вариативной части профессионального цикла.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3)

 способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

-способен к самостоятельному проведению научных исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- учение о клетке как об элементарной единице живого;

- основные методы изучения клеток;

-типы клеточного деления;

-химическую организацию клеток;

уметь:

- анализировать препараты на уровне светового микроскопа и электронно-микроскопические фотографии клеток и их структур;

владеть:

- навыками приготовления временных препаратов для светового микроскопа.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

 

МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства Н.С.Стволинская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Биологическая химия»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биологической химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Биологическая химия» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.9).

            Для освоения дисциплины «Биологическая химия» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Химия», «Физика», «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения  дисциплин «Общая химия», «Органическая химия».

            Дисциплина «Биологическая химия» является основой для изучения дисциплин «Биологическая химия», «Введение в биотехнологию», «Молекулярная биология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные разделы современной биологической химии; место биохимии в ряду других естественных дисциплин, ее значение в жизни современного общества; роль биохимии в научно техническом прогрессе;

- главные классы биоорганических соединений; их строение, физические и химические свойства;

- основные методы исследования структуры биоорганических соединений; исследование структуры и функций биологически важных соединений методами органической химии; методы их выделения из природных источников; методы химического синтеза;

- фундаментальные представления о химических основах жизнедеятельности организмов;

уметь:

- применять научные знания в области биологической химии в учебной и профессиональной деятельности;

- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;

владеть:

- практическими навыками для проведения экспериментальных научно-исследовательских работ с биологическими объектами.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ,  зав. кафедрой органической и биологической химии, профессор Н.М. Кутузова;

профессор кафедры органической и биологической химии С.М. Клунова


«Молекулярная биология»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области молекулярной биологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Молекулярная биология» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.10).

            Для освоения дисциплины «Молекулярная биология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе  освоения  дисциплин «Общая химия», «Органическая химия»,  «Биологическая химия».

            Дисциплина «Молекулярная биология» является основой для изучения дисциплины «Генетика».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-            -  современные проблемы молекулярной биологии; состояние и перспективы ее развития;

- способы создания и совершенствования методов молекулярной биологии, возможности использования с позиций современной науки;

-            уметь:

- применять научные знания в области биологической технологии в учебной и профессиональной деятельности;

- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;

-              владеть:

-            -  простейшими молекулярными методами исследования и постановкой эксперимента.

-             

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры органической и биологической химии  Г.А. Севастьянова

 

 

«Генетика»

  1. 1.    Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний о закономерностях наследственности и изменчивости на базе современных  достижений  различных разделов генетики.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Генетика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.11).

            Для освоения дисциплины «Генетика» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

            Дисциплина «Генетика» является основой для изучения дисциплины «Теория эволюции».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3)

 способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- закономерности проявления наследственности и изменчивости на разных уровнях организации живого;

- причины изменчивости и ее роль в сохранении биоразнообразия;

- генетическую структуру популяций;

- генетические основы эволюционного процесса;

- закономерности в эволюции кариотипов;

- происхождение и эволюцию генома человека;

уметь:

-  решать генетические задачи, связанные с закономерностями наследственности, изменчивости и законами генетики популяций;

- проводить сравнительный анализ данных по генетическим основам эволюционного процесса;

- популярно и научно правильно объяснять закономерности наследственности и изменчивости;

владеть:

- методами экспериментальной деятельности.

- методами поиска необходимой достоверной информации в библиотеках, в музеях;

- методами подбора материалов из Интернета

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства Т.В Мазяркина

 

 

 

«Теория эволюции»

1. Цель дисциплины - формирование систематизированных знаний в области теории эволюции.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Теория эволюции» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.12).

            Для освоения дисциплины «Теория эволюции» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

            Дисциплина «Теория эволюции» является основой для изучения дисциплины по выбору студентов и завершает биологическое образование, интегрируя полученные ранее биологические знания в целостную картину развития органического мира.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

4. В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- фундаментальные законы эволюции;

- этапы развития органического мира;

- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции;

- молекулярные основы наследственности и изменчивости, генетические методы анализа и селекции;

- биологические и социальные основы поведения человека;

уметь:

- доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы теории эволюции;

- ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира,

- использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;

владеть:

- основными понятиями в области теории эволюции,

- системными представлениями об организации живой природы;

- методами популяризации знаний.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии Н.А. Кузнецова

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии К.В.Макаров

МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии С.П. Шаталова

 

 

 

 

 

 

 

«Общая экология»

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области общей экологии.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Общая экологии» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.13).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Биология», «Физика» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения  дисциплин «Ботаника», «Зоология».

            Дисциплина «Общая экология» является основой для изучения таких дисциплин «Социальная экология», «Теория эволюции», «Охрана природы и рациональное природопользование».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные экологические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);

- теоретические основы для практического решения экологических проблем современности,

- представления о функционировании  многоуровневых систем  в экологии.

            уметь:

- прогнозировать возможные реакции биосистем на антропогенные воздействия;

            владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области экологии;

- основными приемами системного экологического мышления.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев

 

 

 

 

 

 

«Социальная экология»

1. Цель дисциплины:  формирование систематизированных знаний в области экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Социальная экология» входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3.2.14).

            Для освоения дисциплины «Социальная экология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения   дисциплин «Ботаника», «Зоология»., «Общая экология».

            Дисциплина «Социальная экология» является основой для изучения таких дисциплин «Теория эволюции», «Охрана природы и рациональное природопользование».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные концепции социальной и прикладной экологии;

-  суть и значение биосоциальности в жизнедеятельности человека;

-  экологические основы социальной жизни человека и их влияние на демографические процессы;

- современное состояние природных ресурсов и пути их  использования;

уметь:

- активно включаться в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание социальной и прикладной экологии;

- использовать современные информационные коммуникативные ресурсы, включая интернет;

владеть:

- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения, компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интерент-ресурсов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:

 

МПГУ, зав.кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии  В.М. Галушин

 

 

 

 

«Введение в биотехнологию»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биотехнологии, изучение фундаментальных принципов и современных молекулярных методов создания и совершенствования биообъектов и промышленных биотехнологий для осуществления процесса обучения биологии в учреждениях системы общего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Введение в биотехнологию» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.15).

            Для освоения дисциплины «Введение в биотехнологию» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения   дисциплин «Общая химия», «Биологическая химия», «Органическая химия».

            Дисциплина «Введение в биотехнологию» является основой для изучения таких дисциплин «Теория эволюции», «Охрана природы и рациональное природопользование».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-            -способы современные проблемы биотехнологии; состояние и перспективы ее развития создания и совершенствования объектов биотехнологии методами клеточной и генетической инженерии, возможности интенсификации промышленного биотехнологического производства с позиций современной науки;

- основные новейшие биотехнологии при решении важнейших социально-экономических проблем в области экологии, ресурсов, питания, здравоохранения;

-            уметь:

- применять научные знания в области биологической технологии в учебной и профессиональной деятельности;

- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;

-            владеть:

-            - простейшими биотехнологиями.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры органической и биологической химии  Т.А. Егорова, 

МПГУ, профессор кафедры органической и биологической химии  С.М. Клунова

 


«Охрана природы и рациональное природопользование»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области охраны природы и рационального природопользования

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Охрана природы и рациональное природопользование» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.16).

            Для освоения дисциплины «Охрана природы и рациональное природопользование» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения   дисциплин «Общая экология», «Ботаника», «Зоология».

            Дисциплина «Охрана природы и рациональное природопользование» читается параллельно с дисциплиной «Социальная экология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

3. В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные концепции охраны природы и рационального природопользования;

- формы и методы рационального природопользования;

- современное состояние природных ресурсов и пути их  использования;

- глобальные закономерности использования природных ресурсов Земли;

- специфика рационального природопользования на территории России.

уметь:

- активно включать учащихся в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание охраны природы;

- использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы, включая Интернет, в ходе преподавания соответствующих дисциплин в школе и вузе;

владеть:

- инновационными методами преподавания прикладной экологии, основ природопользования  и смежных дисциплин;

- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения: компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интернет-ресурсов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ,профессор     кафедры зоологии и экологии В.М.Константинов

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии В.М.Галушин

 

 

 

 

 

 

 

 «Биологические основы сельского хозяйства»

  1. 1.                  Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биологических основ сельского хозяйства с учетом специфики преподавания предмета «Биология» в общеобразовательной школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Биологические основы сельского хозяйства» входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3.2.17).

            Для освоения дисциплины «Биологические основы сельского хозяйства» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения   дисциплин «Общая экология», «Ботаника», «Зоология», «Физиология растений», «Физиология человека и животных».

            Дисциплина «Биологические основы сельского хозяйства» является основой для изучения таких дисциплин «Биотехнология», «Охрана природы и рациональное природопользование», «Генетика», «Теория эволюции».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

  - способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-теоретические основы выращивания культурных растений  и животноводства;

уметь:

- проводить лабораторные опыты в соответствии с существующими методиками по агрохимическому анализу почв, растений и удобрений;

- применять современные методы выращивания культурных растений;

владеть:

- практическими навыками в области сельскохозяйственного производства.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства К.А.Миронычев

 

«Почвоведение с основами агрохимии»

1. Цель дисциплины:  формирование систематизированных знаний в области почвоведения и основ агрохимии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Почвоведение с основами агрохимии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.18).

            Для освоения дисциплины «Почвоведение с основами агрохимии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения   дисциплин  «Ботаника», «Общая химия».

            Дисциплина «Почвоведение с основами агрохимии» является основой для изучения таких дисциплин  «Охрана природы и рациональное природопользование», «Биологические основы сельского хозяйства».

            3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3)

 - способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-теоретические основы почвоведения и агрохимии

- причины образования разных типов почв;

уметь:

- проводить лабораторные опыты в соответствии с существующими методиками по агрохимическому анализу почв, растений и удобрений;

- определять разные типы и состав почвы;

владеть:

- навыками работы с приборами, лабораторной посудой, реактивами

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства М.А.Диброва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Биогеография»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биогеографии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Биогеография» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.19).

            Для освоения дисциплины «Биогеография» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология» и «География» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения  дисциплин «Ботаника», «Зоология».          Дисциплина «Биогеография» является основой для изучения таких дисциплин «Теория эволюции», «»Общая экология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль  в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,  способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- базовые термины и понятия в области биогеографии;

- особенности флоры и фауны разных географических регионов, флористическое и фаунистическое районирование Земли;

- особенности растительного покрова основных биомов России и сопредельных стран; изменения биомов в результате антропогенного воздействия; характеристики ключевых ботанических территорий России;

- особенности животного населения основных биомов России; изменения биомов в результате антропогенного воздействия;

- разнообразие и закономерности распределения организмов, их группировок и сообществ по земному шару;

уметь:

- использовать прикладные аспекты биогеографии;

владеть:

- современными методами биогеографических исследований и биогеографическим научным языком.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы:

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедра зоологии и экологии  В.Г. Бабенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Органическая химия»

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области органической химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Органическая химия» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.20).

            Для освоения дисциплины «Органическая химия»студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Химия» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения  дисциплины «Общая химия».

            Дисциплина «Органическая химия» является основой для изучения таких дисциплин «Биологическая химия», «Биотехнология», «Молекулярная биология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные разделы современной органической химии;

- фундаментальные принципы строения основных классов органических  соединений;

уметь:

- применять научные знания в области органической химии в учебной и профессиональной деятельности;

- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;

владеть:

- практическими навыки  проведения экспериментальных  работ с биологическими объектами.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры органической и биологической химии В.А.Горленко

МПГУ. доцент кафедры органической и биологической химии В.Г. Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основы физики биологических систем»

 

1.Цель дисциплины: формирование основ физических знаний, относящихся к биологическим системам.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Основы физики биологических систем» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.21).

            Для освоения дисциплины «Основы физики биологических систем» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Физика», «Общая биология» на предыдущем уровне образования.

            Дисциплина «Основы физики биологических систем» является основой для изучения таких дисциплин «Общая экология»,  «Охрана природы и рациональное природопользование»,  «Введение в биотехнологию».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные физические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней;

- теоретические основы для практического решения биологических проблем современности.

уметь:

- прогнозировать возможные реакции биосистем и экосистем на антропогенные воздействия;

владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области биологии;

- современными физическими методами исследований биосистем и экосистем.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры физики для естественных факультетов Л.В.Королева

МПГУ доцент кафедры физики для естественных факультетов Е.Б.Петрова