Новости

06.01.2017

Минобрнауки России в письме директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Н.М. Золотаревой от 29 декабря 2016 г. № 06-1719 направляет методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.

Минобрнауки России в письме директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Н.М. Золотаревой от 29 декабря 2016 г. № 06-1719 направляет методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
 
Текст документа можно скачать в подразделе ПИСЬМА раздела МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ по ссылке:
 
http://fgosvo.ru/uploadfiles/letters/06_1719.pdf
 
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. N 06-1710
"О лицензировании новых программ СПО"
 
Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации (N Пр-2821 от 5 декабря 2014 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., а также пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р, Минобрнауки России утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, в том числе по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным специальностям (далее - ФГОС СПО) (перечень прилагается), которые опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в разделе "Официальное опубликование правовых актов - Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации - Минобрнауки России".
Одновременно сообщаем, что приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 г. N 1477 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся профессий и специальностей среднего профессионального образования", в том числе внесены указанные специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.
В указанных ФГОС СПО учтены, в том числе требования профессиональных стандартов, международных стандартов, передовых технологий; указаны требования к результатам освоения образовательной программы, к педагогическим работникам, к материально-технической базе (формируются в примерной основной образовательной программе); к основной литературе (формируются в примерной основной образовательной программе); введен в рамках государственной итоговой аттестации обязательный демонстрационный экзамен; указаны минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы (умения, знания, практический опыт).
Материалы, необходимые для разработки основных профессиональных образовательных программ, в том числе требования к материально-технической базе и литературе, размещены на сайте www.miccedu.ru в разделе КЦП СПО, а также в личных кабинетах вузов.
В феврале 2017 года планируется объявление конкурса по распределению контрольных цифр приема по образовательным программам СПО (далее - КЦП СПО) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год (далее - конкурс).
При формировании объемов КЦП СПО, выносимых на конкурс, приоритет отдается выделению КЦП по новым специальностям СПО, входящим в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и специальностей.
Для участия в конкурсе по указанным специальностям СПО образовательным организациям высшего образования необходимо пройти процедуру лицензирования в Рособрнадзоре в срок до 1 марта 2017 года.
Обращаем Ваше внимание, что прием документов на процедуру лицензирования осуществляется в январе 2017 года по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, 33 по предварительной записи.
Запись на подачу документов на проведение процедуры лицензирования образовательной деятельности по новым специальностям ТОП-50 осуществляется по телефону +7 (499) 638-25-15 (в рабочие дни с 09:00 до 18:00 мск).
Департамент просит в срок до 9 января 2017 г. сообщить по адресу Detkin_AN@miccedu.ru планируемую дату направления документов в Рособрнадзор (в январе 2017 года) для прохождения процедуры лицензирования новых специальностей СПО.
Приложение: в электронном виде.
 
Директор департамента
Н.М. Золотарева
 
 
7. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1577 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 12.02.09 Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем".
14. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1554 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений".
16. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей".
21. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1557 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)".
22. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1556 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 29.02.09 Печатное дело".
24. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1569 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер".
26. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1558 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства".
28. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1565 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело".
 
 
 
 
 
 

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ и науки
российской федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
 
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
_________
Тверская ул., д. 11, Москва, 125993.
Тел. (495) 629-92-60  Факс (495) 629-29-42
E-mail: d06@mon.gov.ru
________________ № _________________
 
 
 
 
 
 
Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
 
Руководителям образовательных организаций высшего образования
 
Руководителями организаций дополнительного профессионального образования
 
 
О направлении методических рекомендаций
 
 
 
 
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России во исполнение пункта 6 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, подготовлены и направляются для использования в работе методические рекомендации по актуализации
и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
Рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования организовать работу по актуализации и апробации региональной модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования с участием организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.
Консультационная поддержка по вопросам актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования предоставляется ФГАУ «Федеральный институт развития образования», контактный телефон 8 (499) 152-69-71.
 
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
 
 
Директор департамента                                                                                   Н.М. Золотарева
 
Р.В. Назаров
(495) 629-43-22
 

Методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования
 
1. Введение
Методические рекомендации подготовлены в целях реализации мероприятий по внедрению  профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»[1]в части актуализации
и апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования
(далее – ДПО) педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (далее – СПО).
Методические рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров для системы СПО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 государственным учреждениям, к которым относится большинство организаций,  реализующих программы СПО, предстоит разработать и реализовать в 2017 – 2020 гг. планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, включая меры по приведению квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. В целях методической поддержки разработки и реализации указанных планов разработаны Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации[2].
 
2. Принципы актуализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы среднего профессионального образования
Региональная модель подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО представляет собой совокупность:
целевых показателей подготовки и ДПО, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
образовательных программ;
организаций, их реализующих, в т.ч. с использованием сетевой формы;
условий реализации образовательных программ.
При актуализации региональной модели необходимо учитывать:
возможность различных траекторий входа в профессию;
актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров СПО,  и возможности ее развития.
 

2.1. Возможность различных «траекторий входа в профессию»
 
Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО приведены в таблице 1.
 
Таблица 1 - Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО
 
Профессиональная квалификация
Образовательная программа
 Особенности реализации образовательной программы
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др. с указанием области профессиональной деятельности)
СПО (ППССЗ)[3], специальность «Профессиональное обучение (по отраслям)», квалификация мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
ВО – бакалавриат, направление подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»
ДПО в области профессионального обучения (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе «профильного»[4] СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки и (при необходимости) профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и(или) программы переподготовки рабочих, служащих, и(или) программы повышения квалификации рабочих, служащих
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Преподаватель общеобразовательных предметов (с указанием направленности (профиля) предметов)
ВО – направление подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному предмету
Освоение в процессе обучения компетенций, необходимых для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО
ДПО – повышение квалификации для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО на базе «профильного» ВО
ДПП может быть освоена после трудоустройства
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин (с указанием направленности (профиля) дисциплин)
ВО – бакалавриат, направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» или «Педагогическое образование», направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующего преподаваемой учебному курсу, дисциплине
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе «профильного» СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующего преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Преподаватель профессиональных модулей и(или) междисциплинарных курсов (с указанием их направленности (профиля)
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе «профильного» СПО ППССЗ или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
Методист профессиональной образовательной организации
ДПО в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе ВО
При освоении дополнительной профессиональной программы на базе ВО – бакалавриата – наличие опыта работы преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
ВО – магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО)
Методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена)
«профильное» ВО – специалитет или магистратура
После обучения работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
ДПО на базе ВО – «профильная» профессиональная переподготовка
ВО – магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе «профильного» ВО
Работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет, как правило, до обучения
ДПО в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе «профильного» ВО - специалитета или магистратуры

В таблице приведен перечень образовательных программ, обеспечивающих освоение профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Региональная модель подготовки и ДПО педагогических работников системы СПО может включать как все перечисленные образовательные программы, так и их выборку. Далее в пп.2.2-2.3 описаны основания для формирования такой выборки.
 
2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных потребностей
в педагогических кадрах территориальной системы СПО
Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом;
актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и  структуры соответствующих образовательных программ;
численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);
исключения «внутреннего совместительства», в объемах отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;
соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и федеральных государственных образовательных стандартах СПО, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. Прежде всего, речь идет о следующих тенденциях:
«сращивание» деятельности, а следовательно, и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;
переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;
переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;
рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и(или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися: способности проектировать образовательные программы «от результата», строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;
актуализации потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов:
появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;
решением задач разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;
развитием практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и т.д.
При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих  актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций. Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» при обучении на базе «профильного» высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации:
методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО);
методист профессиональной образовательной организации;
преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей  (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения.
Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и «близости» осваиваемых квалификаций.
 
2.3. Особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров для системы СПО,  и возможности ее развития
При формировании региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров
для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности:
ведущих профессиональных образовательных организаций, в том числе межрегиональных центров компетенций, учебных (многофункциональных) центров профессиональных квалификаций;
корпоративных образовательных структур, созданных  работодателями;
университетов и «отраслевых вузов»;
организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов СПО.
 
3. Общесистемные условия реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Качество и эффективность реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО определяется комплексом условий, наиболее значимыми среди которых являются следующие:
наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадров для системы СПО;
информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения
и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;
расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО;
использование сетевой формы реализации образовательных программ;
переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативной части образовательных программ,
их модульного построения и формирования групп переменного состава;
развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО;
обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации).
 
4. Планирование апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров
для системы СПО так же, как и для ее разработки (актуализации), целесообразно создать координационную группу, в состав которой войдут  руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.
Важной составляющей планирования является определение задач апробации
и формирование системы мониторинга ее проведения.
В план рекомендуется включить мероприятия по отбору пилотных организаций
для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, а также созданию и обеспечению функционирования
в сети Интернет информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.


[1] Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
[2] См.: Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации. - http://www.firo.ru/?page_id=7513
[3] В таблице используются следующие сокращения: ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена, ВО – высшее образование, ДПП – дополнительная профессиональная программа
[4] Здесь и далее «профильного», т.е. непедагогического образования, направленность (профиль) которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)