Новости

24.06.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки магистров по направлению 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки магистров по направлению 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Внимание!! В тексте ПООП указаны профили магистратуры. Это неправильно. В магистратуре нет профилей, есть только программы магистратуры. Скорее всего, указан примерный перечень магистерских программ. Но у такого перчня нет статуса. Вузы самостоятельно формируют магситерские программы. (Комментарий Координационного совета УМО и НМС).

 

 

Полный текст ПООП размещен в разделе ПООП

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

____________________________________________________________

 

Рекомендовано:

УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры

 

Ректор, профессор В.А. Таймазов

(Указывается кем, должность руководителя)

____________      ________________

     (подпись)                                  (Ф. И.О.)

«_____»_________________2010г.

 
ПРИМЕРНАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Направление подготовки
 
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
 
Квалификация выпускника - Магистр
 
Форма обучения – очная

 

Нормативный срок освоения программы - 2 года

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПрООП 

3

2.

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

3

3.

ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

4.

 ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

5.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

4

6.

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

7

7.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

8

8.

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ В НЕДЕЛЯХ

20

9.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК     

21

 

 

*)АННОТАЦИИ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

10.

ИСТОРИЯ И МЕТОЛОГИЯ НАУКИ

22

11.

ЛОГИКА

24

 

12.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

26

13

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВИДОВ

28

 

14.

ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ         

30

15.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТА

31

16

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

36

Примерная основная образовательная программа утверждается руководителем организации, которая разработала проект соответствующего ФГОС ВПО, утвержденного Минобрнауки РФ.

 


 

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПрООП

Настоящая примерная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки магистра по направлению – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

Нормативно-правовую базу разработки ПрООП ВПО составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года  №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
  • Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).
  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008 года  № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «13» января 2010г. № 17; зарегистрированый в Минюсте России 02 февраля 2010 года № 16203;
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
  • Устав высшего учебного заведения.

 

2. ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

Область профессиональной деятельности магистра по направлению подготовки 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» включает:

раздел педагогической антропологии, в котором он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп к адаптивной физической культуре, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формированию и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик.

Действие магистра адаптивной физической культуры в системе «человек-человек» опирается на: глубокую интеграцию и творческое применение гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических, медико-биологических, физкультурных знаний; сформированные в процессе обучения умения и личностные качества, обеспечивающие научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных видах адаптивной физической культуры, а также дальнейшее пополнение знаний в этой области социальной практики. Причем реабилитационный (восстановительный), компенсаторный, профилактический виды профессиональной деятельности реализуются в контексте традиционных для педагогических профессий в области физической культуры образовательной, воспитательной, развивающей деятельности, с одной стороны, и управленческой, с другой.

 

3. ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРА

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

а) лица с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов), вовлеченные в деятельность в сфере адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, экстремальными и креативными видами двигательной активности;

б) процессы формирования физических, психических, социальных, духовных, мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека с ограниченными возможностями здоровья, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;

в) учебно-методическая и нормативная документация.

 

4. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

Магистр адаптивной физической культуры подготовлен осуществлять следующие виды деятельности:

-образовательная,

-воспитательная,

-развивающая,

-реабилитационная (восстановительная),

-компенсаторная,

-профилактическая,

-научно-исследовательская,

-организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определятся высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

 

 

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Выпускник по направлению подготовки 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен овладеть следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

- способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, сбору, обработке и использованию современных информационных технологий и интерпретации получаемых данных, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, к сбору и использованию данных из отечественных и иностранных литературных источников (ОК-3);

- использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении междисциплинарной командой и коллективом (ОК-4);

- способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);    

- способен оказывать личным примером, а также данными о достижениях спортсменов-паралимпийцев позитивное воздействие на окружающих и всех участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции (ОК-6);               

- способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-7);

- способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с профилем магистерской программы (ОК-8);

- способен анализировать, систематизировать, классифицировать и практически резюмировать отечественную и зарубежную учебно-методическую и научную информацию по адаптивной физической культуре; готов к общению на иностранном языке по вопросам профессиональной деятельности (ОК-9);

б) профессиональными (ПК):

образовательная деятельность:

- обладает высоким уровнем знаний и опытом творческой работы в области образовательной деятельности и ее использовании во всех видах адаптивной физической культуры (ПК-1); 

 - способен использовать современные средства и методы научного и практического решения актуальных проблем в каждом из видов адаптивной физической культуры, связанных с реализацией образовательной деятельности (обеспечение когнитивного и двигательного обучения, формирование умений и навыков самообразования и др.) (ПК-2); 

- способен разрабатывать и использовать в практической деятельности учебно-методические комплексы по основным дисциплинам, входящим в направление подготовки «адаптивная физическая культура» (бакалаврский уровень подготовки) (ПК-3);      

- готов решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе реализации образовательной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры (ПК-4); 

воспитательная деятельность:

- обладает высоким уровнем знаний и опытом эмоционально-ценностных отношений в области воспитательной деятельности и ее применении во всех видах адаптивной физической культуры (ПК-5);

- способен применять современные методы научного исследования и опыт практической работы для решения актуальных проблем в каждом виде адаптивной физической культуры, связанных с реализацией воспитательной деятельности (анализ потребностей, ценностных ориентаций, направленности личности, мотивации, установок, убеждений лиц с ограниченными возможностями здоровья; воспитание негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения, формирование ценностей адаптивной физической культуры) (ПК-6); 

- способен разрабатывать, планировать, использовать и анализировать мероприятия воспитательного характера во всех видах адаптивной физической культуры с субъектами воспитательного процесса всех нозологических форм, гендерных и возрастных групп (ПК-7);          

- готов решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе реализации воспитательной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры (ПК-8); 

развивающая деятельность:

- обладает высоким уровнем знаний, опытом творческой работы, эмоционально-ценностных отношений в разработке и внедрении тренировочных программ, содействующих развитию психических и физических качеств занимающихся, с учетом сенситивных периодов развития их психики и моторики, а также этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9);

- способен к нестандартным решениям при реализации идей развивающего обучения  (ПК-10);

- способен разрабатывать, контролировать и корректировать индивидуальные программы развития тех или иных качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-11); 

реабилитационная (восстановительная) деятельность:     

- способен обобщать и внедрять в практическую работу отечественный и зарубежный опыт по восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека, в том числе путем включения средств и методов адаптивной физической культуры в индивидуальную программу реабилитации (ПК-12);      

- способен, взаимодействуя с членами междисциплинарной команды, творчески решать задачи максимально возможного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья (ПК-13);        

- способен самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений и физических методов воздействия на организм человека в процессе реабилитационных мероприятий, проверять их эффективность и вносить коррективы в их содержание (ПК-14); 

компенсаторная деятельность:

- способен использовать традиционные и разрабатывать новые технологии развития оставшихся после болезни или травмы функций организма человека (ПК-15); 

- обладает высоким уровнем знаний традиционных и инновационных технологий реализации основных видов жизнедеятельности человека с опорой на оставшиеся функции (ПК-16); 

профилактическая деятельность:

- обладает высоким уровнем знаний комплексных мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания организма человека (ПК-17); 

- способен применять нетрадиционные способы, средства, аппараты, технические средства, тренажеры по предупреждению возникновения и (или) прогрессирования вторичных и сопутствующих заболеваний, обусловленных основным дефектом организма человека (ПК-18);

научно-исследовательская деятельность:

- способен выявлять и транслировать современные проблемные ситуации в различных видах адаптивной физической культуры, формировать цели, задачи, методы исследования по разрешению данных проблемных ситуаций (ПК-19); 

- способен разрабатывать планы, программы, этапы исследования, использовать адекватные поставленным задачам методы исследования, в том числе из смежных областей знаний, проводить научно-исследовательскую работу, интерпретировать результаты собственных исследований, выявлять их практическую значимость (ПК-20); 

- способен предлагать пути внедрения полученных результатов научных исследований в практику адаптивной физической культуры (ПК-21); 

организационно-управленческая деятельность:

- способен анализировать педагогически реабилитационный процесс с лицами с отклонениями в состоянии здоровья как объект управления (ПК-22);

- способен организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (формировать численный состав занимающихся адаптивной физической культурой, временные затраты и т. п.) (ПК-23);   

- способен разрабатывать бизнес-планы по внедрению современных технологий, аппаратных средств, оборудования и тренажеров, программ инновационной деятельности в конкретном учреждении, регионе, субъекте Российской Федерации (ПК-24).

 

УТВЕРЖДАЮ

____________/_____________/

«_________» ___________ 20    г 

 

  1. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

подготовки магистра по направлению "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)"

   

Квалификация - магистр

 Нормативный срок обучения - 2 года 

№ п/п

наименование дисциплин (в том числе практик)

зачетные единицы

часы

примерное распределение по семестрам

трудоемкость по ФГОС

трудоемкость

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

форма промежуточной аттестации

количество недель

18

24

18

24

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

М.1 Общенаучный цикл

15

540

 

 

 

 

 

М.1.1.

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

М.1.1/1

История и методология науки

2

72

Х

 

 

 

зачет

М.1.1/2

Логика

2

72

Х

 

 

 

зачет

М.1.1/3

Компьютерные технологии в науке
 и образовании в области физической культуры и спорта

2

72

 

Х

 

 

зачет

М.1.2.

Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента 

9

324

 

 

 

 

 

М.1.2/1

Менеджмент физической культуры и спорта

3

108

 

 

Х

 

зачет

М.1.2/2

Философия спорта

3

108

 

Х

 

 

зачет

 

Дисциплины по выбору студентов

3

108

 

 

 

 

 

М.1.2/в1

Организационно-правовые  аспекты деятельности высшей школы

3

108

 

Х

 

 

зачет

М.1.2/в2

Психолого-педагогические аспекты профессионального мастерства преподавания в высшей школе

3

108

 

Х

 

 

зачет

М.2 Профессиональный цикл

50

1800

 

 

 

 

 

М.2.1.

Базовая (общепрофессионвльная) часть

12

432

 

 

 

 

 

М.2.1/1

Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов

12

432

 

Х

Х

 

зачет
экзамен

 

Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента

38

1368

 

 

 

 

 

М.2.2

Профиль 1. "Адаптивное физическое воспитание в системе специального (коррекционного) образования"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Адаптивное физическое воспитание детей до трех лет и в дошкольных образовательных учреждениях

3

108

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/2

Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида

4

144

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/3

Адаптивное физическое воспитание в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/4

Адаптивное физическое воспитание в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

2

72

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/5

Адаптивное физическое воспитание в центрах социальной реабилитации инвалидов

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/6

Адаптивное физическое воспитание в школах-интернатах и детских домах

5

180

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/7

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/8

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2.

Профиль 2. Адаптивное физическое воспитание в учреждениях общего и профессионального образования (специальные медицинские группы (СМГ), инклюзивное образование)

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Адаптивное физическое воспитение в учреждениях общего образовани (СМГ)

8

288

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/2

Адаптивное физическое воспитение в учреждениях профессионального образования (СМГ)

8

288

Х

Х

 

 

зачет
экзамен

М.2.2/3

Инклюзивное образование в учреждениях общего образования

4

144

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/4

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/5

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 3. "Спортивная
 подготовка лиц с ограниченными
возможностями здоровья, включая
инвалидов"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Система подготовки спортсменов-инвалидов в Паралимпийском спорте

5

180

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/2

Подготовка спортсменов-инвалидов  в Специальном олимпийском движении

5

180

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/3

Система подготовки спортсменов-инвалидов с нарушением слуха (Сурдлимпийское движение)

5

108

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/4

Технические средства и тренажеры в адаптивном спорте

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/5

Восстановительные мероприятия в спорте инвалидов

2

72

 

Х

 

 

зачет

М.2.2/6

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/7

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 4. "Технологии работы с лицами пожилого и старшего возраста"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Современные проблемы геронтологии

3

180

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/2

Организационно-методические основы работы с лицами пожилого и старшего возраста

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/3

Технологии оценки и контроля состояния здоровья лиц пожилого и старшего возраста

5

180

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/4

Методики адаптивной физической культуры в работе с лицами пожилого и старшего возраста

5

180

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/5

Адаптивная двигательная рекреация лиц пожилого и старшего возраста

4

144

Х

Х

 

 

зачет

М.2.2/6

Социальная защита лиц пожилого и старшего возраста*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/7

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2

Профиль 5."Физическая
реабилитация (физическая терапия)"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Теории обучения движению лиц с патологиями

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/2

Физическая реабилитация (терапия) при респираторных и сердечно-сосудистых заболеваниях

5

180

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/3

Физическая реабилитация (терапия) костно-мышечных функций

4

144

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/4

Физическая реабилитация (терапия) неврологических заболеваний

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/5

Физическая реабилитация (терапия) в педиатрии

2

72

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/6

Физическая реабилитация в гинекологии

3

108

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/7

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/8

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 6."Технологии работы с лицами с поражением опорно-двигательного аппарата"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Современные физкультурно-оздоровительные технологии в работе с лицами с поражением опорно-двигательного аппарата

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/2

Методические особенности работы с инвалидами, перенесшими спинномозговую травму

5

180

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/3

Методические особенности работы с лицами с детским церебральным параличом

3

108

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/4

Методические особенности работы с инвалидами, перенесшими ампутацию конечностей

4

144

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/5

Адаптивная двигательная рекреация лиц с поражением опорно-двигательного аппарата

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/6

Технологии коррекции и профилактики гиподинамии, ожирения и стрессорной реакции у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата

2

72

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/7

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/8

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 7. Технологии работы с лицами с сенсорными нарушениями

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Технологии адаптивной физической культуры в работе с лицами с сенсорными нарушениями

6

216

Х

 

 

 

 экзамен

М.2.2/2

Инновационные методики регистрации и оценивания психофизического здоровья и двигательных способностей лиц с нарушением зрения

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/3

Адаптивный спорт лиц с нарушением зрения

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/4

Адаптивный спорт лиц с нарушением слуха

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/5

Креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной активности в работе с лицами с сенсорными нарушениями

5

180

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/6

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/7

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 8. Технологии работы с лицами с интеллектуальными нарушениями

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Философия специального олимпийского движения

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/2

Технологии адаптивной физической культуры в работе с лицами с интеллектуальными нарушениями

6

216

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/3

Программа тренировки двигательной активности (ПТДА) лиц с тяжелыми поражениями интеллекта

3

108

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/4

Подготовка спортсменов-инвалидов  в Специальном олимпийском движении.

5

180

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/5

Программы Спешл-арт

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/6

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/7

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

 

Профиль 9. Технологии работы с лицами с сложными (комплексными) нарушениями развития

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Комплексная диагностика развития ребенка со сложными (комплексными) нарушениями развития

6

216

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/2

Программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания детей со сложными (комплексными) нарушениями развития

5

180

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/3

Адаптивное физическое воспитание в условиях надомного обучения детей, имеющих сложные нарушения развития

4

144

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/4

Современные физкультурно-оздоровительные и коррекционно-развивающие технологии в адаптивном физическом воспитании детей со сложными нарушениями развития

5

180

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/5

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/6

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 10. "Технологии профилактики и коррекции аддиктивного поведения"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Патофизиология и патопсихология аддиктивного поведения

5

180

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/2

Виды зависимости и их клинические особенности

3

108

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/3

Мишени первичной и вторичной профилактики аддиктивного поведения

4

144

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/4

Технологии профилактики и коррекции аддиктивного поведения средствами адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта

6

216

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/5

Технологии терапевтической коррекции аддиктивного поведения

2

72

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/6

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/7

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 11."Современная хореография и танцы в коррекции нарушений у лиц с  отклонениями в состоянии здоровья"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Музыкально-ритмическое воспитание

4

144

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/2

Креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной активности

4

144

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/3

Танцы и хореографические упражнения в психиатрии

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/4

Танцы в коррекции поражений опорно-двигательного аппарата

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/5

Танцы в коррекции нарушений у лиц с патологией зрения

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/6

Танцы в коррекционной работе с лицами с поражением слуха

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/7

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/8

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2

Профиль 12"Педагогическая гидрореабилитация"

28

1008

 

 

 

 

 

М.2.2/1

Дидактические основы гидрореабилитации

3

108

Х

 

 

 

зачет

 

Педагогическая гидрореабилитация лиц с разными нозологиями

3

108

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/2

Педагогическая гидрореабилитация детей грудного возраста с отклонениями в состоянии здоровья

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/3

Педагогическая гидрореабилитация детей-инвалидов

3

108

Х

 

 

 

экзамен

М.2.2/4

Основы подготовки спортсменов в паралимпийском плавании

3

108

Х

Х

 

 

экзамен

М.2.2/5

Основы подготовки спортсменов в сурдлимпийском плавании

3

108

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/6

Основы подготовки спортсменов-пловцов с ограниченными возможностями проявления внутренних состояний

2

72

Х

 

 

 

зачет

М.2.2/7

Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре*

5

180

 

 

Х

 

экзамен

М.2.2/8

Проблемы интеграции и социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья*

3

108

Х

 

 

 

зачет

Дисциплины по выбору студента:

10

360

 

 

 

 

 

М.2.2/в1

Адаптивная физическая культура
 в геронтологии

5

180

 

 

Х

 

зачет

М.2.2/в2

Экстремальные и креативные виды
 адаптивной физической культуры

5

180

 

 

Х

 

зачет

М.2.2/в3

Эрготерапия и эргономика

5

180

 

 

Х

 

зачет

М.2.2/в4

Естественно-научные проблемы
адаптивной физической культуры

5

180

 

 

Х

 

зачет

М.2.2/в5

Современная хореография
 и танцевальная терапия

5

180

 

 

Х

 

зачет

М.3 Практика и научно-исследовательская работа

45

1620

Х

Х

Х

Х

зачет
экзамен

М.4 Итоговая государственная аттестация

10

360

 

 

 

10

 

Всего:

120

4320

 

 

 

 

 

    

 

 

 

  

*) данные дисциплины читаются в контексте направленности профиля

 

 

 

 

  


 

 

  1. 2.     Бюджет времени в неделях

 

 

 

 

 

 

 

Курсы

 

Теоретическое обучение

Экзаменационная сессия

Практики

 

Научно-исследовательская практика (работа)

Итоговая государственная аттестация

Каникулы

 

Всего

 

 

I

24

4

16

 

 

8

52

 

II

11

4

 

17

10

10

52

 

итого

35

8

16

17

10

18

104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных (в зачетных единицах):

 

 

Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии

60 зачетных единиц

 

 

Практики (в том числе научно-исследовательская работа)

 

50 зачетных единиц

 

 

Итоговая государственная аттестация

 

 

10 зачетных единиц

 

 

 

 

Итого:

 

 

120 зачетных единиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И МЕТОЛОГИЯ НАУКИ»

 

Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

 

Данная дисциплина рекомендуется для направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» для квалификационной степени выпускника «Магистр адаптивной физической культуры» очной формы обучения.

Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.

В рабочей программе представлены цели и задачи дисциплины «История и методология науки».

Цели дисциплины - расширить знания по философии, полученные студентами во время обучения на бакалавриате, сформировать знания по проблематике, имеющей фундаментальный мировоззренческий и методологический характер для будущего ученого, специалиста высшей квалификации.

Место дисциплины в структуре ООП:

  • Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла цикла.
  • Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения дисциплины философии, социологии, концепций современного естествознания, истории и теории культуры.
  • Изучение данной дисциплины является базой для изучения дисциплин профессионального цикла.
  • Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» имеет трудоемкость равную 2 зачетным единицам.

Краткое содержание разделов дисциплины:

Специфика научного познания. Наука как система знания. Главные отличительные признаки науки. Сравнительный анализ обыденного и научного познания. Структура науки. Классификация наук. Естествознание и гуманитарные науки. Дифференциация и интеграция в науке. Проблема единства науки. Наука, паранаука, лженаука. Проблема заблуждения в научном познании. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.

Наука в культуре современной цивилизации. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Возникновение науки и основные этапы её исторического развития. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Концепции генезиса науки. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.  Переход от мифа к логосу роль милетской натурфилософской школы. Сократ, Платон  и появление теоретической форма философии. Роль Аристотеля в становлении античной науки. Александрийская наука: Эвклид, Архимед, Эратосфен. Специфика средневековой науки. Средневековый религиозный рационализм. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, магия. Отношение рациональных и иррациональных моментов в средневековой науке. Возникновение классического естествознания. Генезис и основные черты науки Нового времени. Механистический эмпиризм (Ф. Бекон): проблема научных методов на эмпирическом уровне познания. Механистический рационализм (Р. Декарт): метод всеобщей математики. Роль эксперимента в науке Нового времени. Г. Галилей, Классическая механика И. Ньютона. Возникновение науки как профессиональной деятельности, выработка идеалов научности становление дисциплинарно организованной науки. Формирование социально-гуманитарных наук.

Неклассическое естествознание конца XIX века и первой половины XX века. А. Эйнштейн, Н. Бор. Понимание относительной истинности теорий. Учет особой роли средств наблюдения.

Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Освоение саморазвивающихся систем и новые стратегии научного поиска. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Роль гуманитарных наук в информационной цивилизации. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.

Роль научной проблемы и гипотезы в основном цикле научного исследования. Динамика науки как процесс порождения нового знания Основной цикл научного исследования. Особенности проблемной ситуации в науке. Осознанные и неосознанные проблемы. Действительные и мнимые проблемы. Субъективный и объективный смысл проблемы. Основные типы проблемных ситуаций. Элементы проблемной ситуации. Вопрос как способ языкового оформления проблемы. Логическая структура и виды вопросов. Понятие гипотезы, их виды. Выдвижение и условия состоятельности научных гипотез. Способы обоснования гипотез.

Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

3А. Структура эмпирического знания. Способы получения эмпирического знания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Случайные и систематические наблюдения. Эксперимент и его виды. Моделирование и его виды. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

3 В. Структуры теоретического знания. Проблема связи эмпирического и теоретического уровней научного знания. Средства и методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Понятие идеализированного объекта.

Первичные теоретические модели и законы. Научная идея и концепция. Развитая теория и её основные компоненты. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

3 С. Основания науки. Структура оснований науки. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Основные этапы развития философии науки. Концепции науки в западной философии конца ХIХ – ХХ вв. Позитивистские и неопозитивистские концепции "философии науки". Постпозитивистские концепции философии науки. Антисциентистская философия науки.

Научная дискуссия и её особенности. Понятие дискуссии и особенности научной дискуссии. Критика и особенности научной критики. Доказательство, его структура и виды. Опровержение и его виды. Проблема диалогичности мышления.

Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Объяснение и понимание в науке. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках. Специфика понимания. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» в интерпретации и понимании.

Философское истолкование игры. Игра как форма свободного самовыявления человека. Игра и свобода. Истолкование роли игры в развитии человеческой культуры. Типология игр и субъектов игр.

В рабочей программе дисциплины «История и методология науки» обозначено материально-техническое обеспечение, представлено учебно-методическое и информационное  обеспечение дисциплины, куда входят: основная литература, дополнительная литература, программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Важным составляющим дисциплины «История и методология науки» являются методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛОГИКА»

 

Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

 

Данная дисциплина рекомендуется для направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» для квалификационной степени выпускника «Магистр адаптивной физической культуры» очной формы обучения.

Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.

В рабочей программе представлены цели и задачи дисциплины «Логика».

Цели дисциплины - сформировать у студентов теоретические знания по основным разделам общего курса логики и умения правильно по форме мыслить, находить формальные ошибки в мышлении, а также привить им навыки логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике.

Место дисциплины в структуре ООП:

  • Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла.
  • Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения дисциплины философии и истории и методологии науки.
  • Изучение данной дисциплины является базой для изучения дисциплин профессионального цикла.
  • Рабочая программа дисциплины «Логика» имеет трудоемкость равную 2 зачетным единицам.

Краткое содержание разделов дисциплины:

Логика как наука. Основные этапы истории логика. Логика как наука. Предмет формальной логики, ее возникновение и развитие. Роль логики в повышении культуры мышления. Связь логики с другими науками. Основные этапы истории логика. Теоретическое и практическое значение логики.

Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями. Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями. Общая характеристика понятия. Виды признаков понятий. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Объем и содержание понятий. Закон обратного отношения объема и содержания понятий. Виды понятий. Обобщение, ограничение и деление понятий. Дихотомия. Классификация. Сущность определения. Явные и неявные определения. Реальные и номинальные определения. Определение через ближайший род и видовое отличие. Генетическое определение. Правила определения.

Суждение и его состав. Виды суждений. Суждение и его состав. Виды суждений. Общая характеристика суждения. Структура суждения: субъект, предикат, связка. Простые суждения их виды и структура. Виды простых суждений. Деление атрибутивных суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Распределённость терминов суждения. Логические отношения между простыми суждениями. "Логический квадрат". Сложные суждения их виды. Модальность суждений.

Основные логические законы. Основные логические законы. Логические законы как законы определенного, последовательного и доказательного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключение; логическая связь между посылками и заключением (вывод). Виды умозаключений: непосредственные и опосредствованные. Основные способы построения непосредственных умозаключений: превращение, обращение и противопоставление предикату.

Дедуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы. Правила категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема и эпихейрема). Полисиллогизмы и сориты. Выводы из сложных суждений: условное и условно-категорическое умозаключения, разделительно-категорическое умозаключение, условно разделительное умозаключение.

Недедуктивные умозаключения. Недедуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Методы установления причинных связей с помощью индукции. Аналогия и виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений.

Логические основы доказательства и опровержения. Доказательство и опровержение. Структура доказательства: тезис, довод, демонстрация. Прямое и косвенное доказательство и его разновидности. Опровержение и его виды: опровержение тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.

В рабочей программе дисциплины «Логика» обозначено материально-техническое обеспечение, представлено учебно-методическое и информационное  обеспечение дисциплины, куда входят: основная литература, дополнительная литература, программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Важным составляющим дисциплины «Логика» являются методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

 

Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

 

Данная дисциплина рекомендуется для направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» для квалификационной степени выпускника «Магистр адаптивной физической культуры» очной формы обучения.

Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.

В рабочей программе представлены цели и задачи дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта».

Цели дисциплины - повышение профессиональной подготовки магистров на основе использования информационных технологий.

Место дисциплины в структуре ООП:

  • Дисциплина относится к базовой части общенаучного  цикла.
  • Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения дисциплины «Информатика», «КОДЭИ», «Информационные технологии в физической культуре и спорте».
  • Изучение данной дисциплины является базой для изучения дисциплин профессионального цикла.
  • Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта» имеет трудоемкость равную 2 зачетным единицам.

Краткое содержание разделов дисциплины:

Современное состояние информационных технологий в сфере физической культуры и спорта.

Информатизация области физической культуры и спорта

1. Учебный процесс в вузах физической культуры:

  • автоматизированные обучающие системы;
  • компьютеризированный контроль знаний;
  • базы данных и базы знаний;
  • экспертные системы с элементами искусственного интеллекта;
  • имитационное моделирование процессов и явлений;
  • делопроизводство педагога, тренера-преподавателя, научного работника.

2. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов:

  • автоматизированные диагностические комплексы для оценки и мониторинга состояния спортсменов;
  • компьютеризированные тренажерно-диагностические стенды для обеспечения комплексного контроля специальной подготовленности спортсменов;
  • экспертные системы для планирования тренировочного процесса спортсменов;
  • автоматизированные системы для контроля и управления тренировочным процессом спортсменов;

3. Научно-методическое обеспечение физического воспитания детей, подростков, учащейся молодежи:

  • автоматизированные методы оценки физического состояния человека;
  • реализация дифференцированного подхода на основе использования современных информационных технологий;
  1. 4.    Научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность:
  • автоматизация психолого-социологических исследований;
  • создание баз данных и баз знаний по актуальным проблемам физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуре;
  • создание баз данных содержащих нормативно-правовые документы в отрасли "Физическая культура и спорт" и т.п.

5.Обслуживание спортивных соревнований

Информационные технологии извлечения данных и знаний и поддержки принятия решений.

1. Информационные технологии обработки данных (электронные таблицы; статистические пакеты)

  • расчет числовых характеристик выборки;
  • проверка статистических гипотез,
  • корреляционный и регрессионный анализ;
  • графическое представление экспериментальных данных.

2. Информационные технологии поддержки принятия решений (статистические пакеты):

  • методы анализа многомерных данных

3. Информационные технологии экспертных систем: Технология Data Mining и деревья решений; Компьютерные программы, поддерживающие технологию Data Mining (See-5, WizWhy, Answer Three и др.).

Компьютерная графика в сфере физической культуры и спорта.

  1. 1.    Компьютерное моделирование:
  • трехмерных объектов,
  • спортивных поз и движений,
  • спортивных сооружений,
  • спортивных снарядов и тренажеров.

2.Видеоанализ изображений (технология «захват движения»).

3. Биомеханический анализ движений (программы биомеханического анализа движений)

Перспективы развития информационных технологий в физической культуре и спорте.

1. СпортИнформСистема «Интеллектуальный спортивный зал»:

  • электронная врачебно-контрольная карта физкультурника и спортсмена «электронный паспорт здоровья»;
  • типовая структура «интеллектуального спортивного зала».

2. Робототехнические системы в физической культуре:

  • экзоскелеты и моделирование движений спортсменов,
  • моделирование биоинформационных процессов,

моделирование спортивной тактики.

В рабочей программе дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта» обозначено материально-техническое обеспечение, представлено учебно-методическое и информационное  обеспечение дисциплины, куда входят: основная литература, дополнительная литература, программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Важным составляющим дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта» являются методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

 

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВИДОВ»

 

Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

 

Данная дисциплина рекомендуется для направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» для квалификационной степени выпускника «Магистр адаптивной физической культуры» очной формы обучения.

Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в  области физической культуры.

В рабочей программе представлены цели и задачи дисциплины «Современные проблемы  адаптивной физической культуры и ее видов»

Целями освоения дисциплины (модуля) Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов являются ознакомление магистрантов  с современными проблемами адаптивной физической культуры и ее видов (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной физической реабилитации (терапии), адаптивной двигательной рекреации, экстремальных и креативных (художественно - музыкальных) видов двигательной активности)  и привлечение их к научно- исследовательской работе,  направленной на решение этих проблем.

Задачи дисциплины:

  • приобщение магистрантов к научно- исследовательской работе по наиболее важным и актуальным проблемам адаптивной физической культуры и ее видов;
  • освоение опыта творческой деятельности в сфере адаптивной физической культуры и смежных дисциплин;
  • разработка и экспериментальная проверка новых средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры и ее основных видов;
  • внедрение в практику новых разработок, подтвердивших в результате исследования свою эффективность.

Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов» имеет общую трудоемкость равную 12 зачетным единицам.

 

Краткое содержание дисциплины по разделам.

Введение в дисциплину «Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов».

Успехи развития образовательного и научного пространства адаптивной физической культуры и ее видов за период с момента открытия специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (1996) до настоящего времени. Правовые, психологические, педагогические, социальные проблемы адаптивной физической культуры как вида социальной практики, направленного на повышение реабилитационного потенциала инвалидов и уровня качества их жизни.

Основные проблемы адаптивного физического воспитания.

Организация содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с отклонениями в состоянии здоровья в возрасте до трех лет: формирование искусственной образовательной среды, стимулирующей познавательную активность ребенка с учетом конкретных видов поражений.

Коррекция содержания уроков по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I –VIII видов с акцентом на формирование жизненно- важных  компетенций: социально- бытовой ориентировки, навыков самообслуживания, пространственно- временной ориентировки (для слабовидящих и незрячих детей) и др.

Организация и содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию в специальных  медицинских группах образовательных учреждений всех типов и видов: формирование групп по схожести противопоказаний (а не нозологических форм), обязательность уроков и занятий, коррекция содержания  и  зачетных нормативов для занимающихся и др.

Организация и содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию, адаптивному спорту и адаптивной двигательной рекреации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов).

   Проблемы инклюзивного образования – формирование индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих максимальные возможности для всех участников образовательного и воспитательного процессов.

Основные проблемы  адаптивного спорта.

Проблемы медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификации: уровень подготовленности как фактор пересмотра спортивно-функционального или гандикапного класса.

Проблемы создания в Российской Федерации службы медицинских и спортивно-функциональных классификаторов.  Динамика результатов спортсменов-паралимпийцев с минимальными и максимальными поражениями.

Правовые и финансовые проблемы организации детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ), адаптивных дестко-юношеских клубов физической подготовки (АДЮКФП), структурных подразделений (секций, отделений) по адаптивному спорту (АС) в образовательных учреждениях различных типов и видов: взаимодействие органов исполнительной власти в области образования, социальной защиты, физической культуры и спорта. Частно-государственное партнерство в сфере адаптивной физической культуры.

Психологические стереотипы – как препятствие становления адаптивного спорта. ДЮСАШ, АДЮКФП, структурные подразделения АС – как своеобразные «мостики» между массовым и специальным (коррекционным) образованием.

Тенденции дифференциации и интеграции паралимпийского, сурдлимпийского и специального олимпийского движений в нашей стране и мире. Спортсмены с ментальными нарушениям как участники паралимпийского движения. Традиционная и нетрадиционная модели соревновательной деятельности – направления развития и совершенствования. Профессионально-ориентированные виды тренировочной и соревновательной деятельности – перспективы развития.

Антидопинговые образовательные и воспитательные программы и тренинговые технологии в адаптивном спорте.

Состояние и перспективы развития физической реабилитации и лечебной физической культуры в Российской Федерации.

Мировой опыт физической терапии и эрготерапии, возможности его использования в нашей стране. Специалист по адаптивной физической культуре как член междисциплинарной команды в сфере физической реабилитации. Адаптивная физическая культура как неотъемлемая часть индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалидов. Особенности физической реабилитации в системе образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта. Школы адаптивной физической культуры и программы физической реабилитации инвалидов.

Отличительны черты средств и методов основных видов адаптивной двигательной рекреации: адаптивного туризма, водных видов, игровых дисциплин.

«Спартианское» движение  как новая модель организации соревновательной деятельности. Состязательность как важнейший антропологический принцип. «Мягкие» модели организации состязаний. Вертуальная состязательность как способ формирования мотивации к занятиям адаптивной двигательной рекреации.

Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными: возможные способы организации занятий.

Роль технических средств и тренажеров в создании условий для занятий адаптивной двигательной рекреацией. Основные отличия гедонистической функции в адаптивной двигательной рекреации от «философии наслаждения» наркотической субкультуры.

Отличительные черты креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры.

Игротерапия, формокоррекционная ритмопластика, двигательная пластика, релаксационная пластика – как новые виды креативных видов адаптивной физической культуры: возможности и ограничения.

Обеспечение безопасности в экстремальных видах адаптивной физической культуры: трансформация объективного риска в  субъективные переживания. Экстремальные виды  адаптивной физической культуры, основанные на использовании технических средств и тренажеров.

 

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

 

Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

 

Данная дисциплина рекомендуется для направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» для квалификационной степени выпускника «Магистр адаптивной физической культуры» очной формы обучения.

Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.

В рабочей программе представлены цели и задачи дисциплины «Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре».

Цели дисциплины - сформировать у магистрантов навыки научного мышления, передать знания о методах ведения и способах оформления результатов научных исследований в адаптивной физической культуре.

Место дисциплины в структуре ООП:

  • Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.
  • Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения дисциплины «Теория и организация АФК», «Частные методики АФК», «Логика», «Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта».
  • Рабочая программа дисциплины «Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре» имеет трудоемкость равную 12 зачетным единицам.

Краткое содержание разделов дисциплины:

Методика научно-исследовательских работ в адаптивной физической культуре. Особенности организации и проведения научно-исследовательских работ в адаптивной физической культуре. Основные научные проблемы адаптивного спорта. Научно-методическое сопровождение сборных команд страны по Паралимпийским видам спорта. Наиболее информативные инструментальные методы исследования в адаптивной физической культуре и особенности их применения

Основные методы научно-исследовательских работ в адаптивной физической культуре. Методы оптической регистрации и механического анализа двигательных действий лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Критерии оптимизации техники спортивных упражнений. Методы моделирования в адаптивной физической культуре.  Классификация и систематизация как компоненты логических процедур в исследовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Методы математической статистики в адаптивной физической культуре. Технология «Лонгитюд» в научных исследованиях и оценке детей с ограниченными возможностями здоровья

Оформление работы. Литературно-графическое оформление магистерской диссертации и подготовка мультимедийной презентации.

В рабочей программе дисциплины «Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре» обозначено материально-техническое обеспечение, представлено учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, куда входят: основная литература, дополнительная литература, программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Важным составляющим дисциплины «Технологии научных исследований в адаптивной физической культуре» являются методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТА

 

1. Основные направления НИР по проблемам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) учреждениях

Анализ наиболее приоритетных направлений НИР по проблемам адаптивного физического воспитания в системе специальных (коррекционных) учреждениях.

1.1. Выбор темы, подготовка к проведению НИР

Выбор темы научно-исследовательской работы магистра в соответствии с проведенным анализом наиболее приоритетных проблем НИР в области изучаемой проблемы адаптации спортсменов к физическим нагрузкам. Связь тематики НИР магистерской диссертации с направлением НИР, проводимой на кафедре Теории и методики адаптивной физической культуры «НГУ им. П. Ф. Лесгафта».

Определение объекта и предмета исследования.

Подбор спортсменов определенной специализации и квалификации.

1.2. Технология подготовки магистерской диссертации

Магистерская работа представляется в виде текста компьютерного набора объемом 70-90 страниц и включает:

- введение;

- 4 главы;

- выводы;

- список использованной литературы;

- приложения (при необходимости).

Во введении дается актуальность темы, объект и предмет исследования.

Первая глава посвящена анализу источников литературы по выбранной теме, заканчивается формулированием гипотезы.

Вторая глава содержит цель, задачи, методы и организацию исследования.

Третья глава посвящена подробному описанию экспериментальной программы.

В четвертой главе  описываются результаты исследования, проводится количественный и качественный анализ и обсуждение полученных результатов.

Выводы отражают конечные результаты исследования в соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ – 2003.

В приложения выносятся фактический материал исследования в виде таблиц, фотографий, рисунков, иллюстрирующий и дополняющий основной текст работы.

1.3. Планирование и организация проведения НИР

Научное планирование исследований. Определение количества испытуемых, очередности обследований, количества используемых тестов и показателей

Составление экспериментальных и контрольных групп обследуемых лиц.

Планирование различных этапов и сроков проведения НИР. Поисковый эксперимент, основной эксперимент. Проведение контрольных обследований.

Составление протоколов исследований. Правила оформления первичных материалов исследования. Обработка результатов исследований, их анализ и формулировка выводов.

2. Научно-исследовательская практика

2.1. Методологические и методические основы НИР

Выбор объекта, на котором проводится научно-исследовательская практика. Оценка особенностей выбранного объекта и специфика научных подходов к данной НИР.

Системный подход к исследованию проблемы. Комплексный подход к решению многоплановых процессов в функциональной системе адаптации организма человека с ограниченными возможностями здоровья  к выполняемым нагрузкам. Междисциплинарный и полифункциональный характер проводимого исследования.

2.2. Выбор и освоение методик исследования

Привлечение методических возможностей психологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, биомеханики, биохимии, теории и методики адаптивной физической культуры и др. научных дисциплин.

Выбор наиболее информативных методик для изучаемого направления НИР.

Выбор в ходе поискового исследования наиболее валидных показателей для решения изучаемой проблемы.

Освоение методик исследования и проведение контрольных исследований (изучение фоновых состояний, исходных функциональных показателей и пр.).

2.3. Методы обработки материалов

Определение внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей изучаемых объектов. Выбор способов графического описания полученного материала.

Использование математических методов параметрической и непараметрической статистики и методов описания сложных многопризнаковых систем (корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ и др.). Использование алгоритмов максимального корреляционного пути и выделения корреляционных плеяд.

Использование компьютерных технологий поиска информации и об­работки первичных материалов, построения рисунков, гистограмм и гра­фических схем.

3. Научно-педагогическая практика

Выбор объектов проведения научно-педагогической работы. Определение особенностей проведения научно-педагогической работы в выбранном объекте.

Особенности проведения научно-педагогической практики в учебном процессе в ВУЗе, техникуме и колледже, в учреждениях специального образования и.т.д.

Особенности проведения научно-педагогической практики при работе в НИИ физической культуры при массовых обследованиях различных контингентов населения и проведении исследований функциональной подготовленности занимающихся  различных специализаций и квалификации.

 

3.2. Виды и формы отчетности

Представление полученных материалов в виде письменных отчетов, протоколов, схем, таблиц, количественных данных и сделанных по ним выводов.

Подготовка научно-методических рекомендаций по результатам про­деланной работы. Оформление полученных материалов в виде устных отчетов, докладов, материалов для печати.

Внедрение практических результатов, составление актов внедрения, рационализаторских предложений и изобретений. Использование результатов работы в магистерской диссертации.

4. Подготовка магистерской диссертации

Организация подготовки магистерской диссертации. Этапы подготовки диссертации. Определение темы, гипотезы, цели и задач исследования.

Анализ литературных источников на русском и иностранных языках по теме диссертации.

Выбор и освоение методик исследования. Планирование и проведение эксперимента. Правила оформления первичных материалов исследования. Составление протоколов полученных данных. Первичная и последующая обработка научных материалов.

Анализ полученных материалов. Формулирование выводов.

Составление методических рекомендаций и внедрение результатов в практику спортивной деятельности.

Правила написания диссертационной работы. Ее основные разделы -введение, литературный обзор, методика и организация исследований, ре­зультаты исследований и их обсуждение, выводы, список цитированной литературы, методические рекомендации. Приложения к работе - дополнительные таблицы и протоколы, акты внедрения, рационализаторские предложения и др.

Подготовка материалов к публикации, выступления с докладами на научных конференциях и симпозиумах, написание разделов методических указаний, лекций, учебных пособий и учебников.

Подготовка к защите магистерской диссертации - структура доклада, представление иллюстративного материала.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ[1]

ФИО студента

 

Наименование образовательной программы

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Магистерская программа

Адаптивное физическое воспитание в системе специальных (коррекционных) учреждений

Выпускающая кафедра

Теория и методика адаптивной физической культуры

Тема магистерской диссертации

 

ФИО научного руководителя

 

ФИО научного консультанта

 

Дата утверждения темы на заседании кафедры

 

Срок выполнения работы

 

Предметная область профильных знаний

 

 

 

Характер исследования и его основные задачи

 

 

 

Научная гипотеза

 

 

Ожидаемые результаты

Баллы

(мин./ макс.)

Баллы

Сроки отчетности

I. ПОДГОТОВКА   МАГИСТЕРСКОЙ  ДИССЕРТАЦИИ

1. Письменная работа 

 

 

 

Конкретное описание проблемной области, четкое определение проблемы, целей и задач исследования, плана работы над диссертацией

3/5

 

 

Использование литературы –  полнота, корректность, аргументированность и логичность анализа литературных источников,   правильность цитирования и ссылок на авторов              

5/10

 

 

Методология исследования – обоснование структуры исследования,

адекватность методов и их аргументированность, точность использования процедур, полнота и релевантность результатов

5/10

 

 

Анализ результатов, логичность, степень решения задач  исследования, сделанных обобщений, использование методов математической статистики, компьютерных технологий

5/10

 

 

Практическая ценность результатов исследования и сделанных

рекомендаций

5/10

 

 

Итого за письменную работу:

23/45

 

 

2. Порядок выполнения работы 

 

 

 

Выполнение плана  работы, следование указаниям научного руководителя

3/5

 

 

Инициативность и самостоятельность при проведении исследования

3/5

 

 

Итого за порядок выполнения работы:

6/10

 

 

Итого:

29/55

 

 

II. ПРЕДЗАЩИТА  МАГИСТЕРСКОЙ  ДИССЕРТАЦИИ

1.  Результат практического / прикладного применения теоретических знаний

3/5

 

 

2. Системный анализ полученных результатов

3/5

 

 

3. Обоснование актуальности, цели и задач исследования

3/5

 

 

Итого:

9/15

 

 

III. ЗАЩИТА  МАГИСТЕРСКОЙ  ДИССЕРТАИИ

1. Презентация результатов исследования

 

 

 

Представление результатов анализа проблемы на основе обзора литературы, методологии исследования, цели и задач исследования

3/5

 

 

Представление результатов исследования

3/5

 

 

Представление решения проблемы, его соответствия задачам и целям исследования

3/5

 

 

Презентационные навыки:  структура и последовательность изложения материала; соблюдение временных требований; использование презентационного оборудования и раздаточного материала;  контакт с аудиторией, язык изложения (интонация, темп).

3/5

 

 

Итого за презентацию:

12/20

 

 

2. Умение вести  научную дискуссию

 

 

 

Логичность, правильность и полнота ответов на вопросы, указанные рецензентом работы

3/5

 

 

Логичность, правильность и полнота ответов на вопросы, заданные членами комиссии

3/5

 

 

 Итого за ответы на вопросы:

6/10

 

 

Итого:

18/30

 

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ИТОГО:

56/100

 

 

     

 

Научный руководитель

магистерской диссертации ______________________

Зав. кафедрой _________________________________

Председатель государственной аттестационной комиссии _______________________

 

Технологическая карта подготовки и защиты магистерской диссертации

Цель – планирование и оценивание ожидаемых результатов, которых должен достичь студент в результате работы над магистерской диссертацией в течение двух лет.

В работе над магистерской диссертацией различается  три этапа:

1. Подготовка - 55 баллов

2. Предзащита - 15 баллов

3. Защита - 30 баллов

Итого: 100 баллов

1-й этап: ПОДГОТОВКА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Оценку результатов деятельности студента на данном этапе осуществляет научный руководитель;

2-й этап: ПРЕДЗАЩИТА

Оценку результатов деятельности студента на данном этапе осуществляет выпускающая кафедра;

3-й этап: ЗАЩИТА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Оценку результатов деятельности студентов на данном этапе осуществляют члены государственной экзаменационной комиссии.

Оценка за работу по каждому из разделов - II и III –  выставляется по  среднему арифметическому оценок (баллов) всех членов комиссий.

Работа допускается к защите в ГАК, если студент набрал

не менее 30 баллов

Оценка результатов  всей деятельности студента по подготовке и защите магистерской диссертации.

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

 

Вишнякова Ю.Ю., Воронов И.А., Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Костюченко В.Ф., Классен А.В.,  Орехов Е.Ф., Потапчук А.А., Пронин С.А., Ростомашвили Л.Н., Самсонова А.В., Тимофеев А.И., Щенникова М.Ю., Юдина С.С.

 


[1] Оценивается по 100 балльной шкале