Новости

08.06.2011

На сайте ФГОС ВПО в разделе Компетентностный подход опубликован полезный материал ЧЕЛЫШЕВА Т.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ООП ВПО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 38 с.

На сайте ФГОС ВПО в разделе Компетентностный подход опубликован полезный материал ЧЕЛЫШЕВА Т.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ООП ВПО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 38 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.В. Челышева

 

 

 

Научно-методическое обеспечение участия студентов
в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями  ФГОС ВПО

 

 

 

 

установочные организационно-методические материалы
тематического семинарского цикла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА — 2010

 
   

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

Государственное научное учреждение

Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов

Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

 

Президиум  Координационного  совета
учебно-методических объединений (УМО)
и научно-методических советов (НМС)
высшей школы

 

 

 

 
   

 

 

Учебно-методическое обеспечение
специализированной подготовки актива базовых вузов
учебно-методических объединений (УМО) в области проектирования
нового поколения основных образовательных программ (ООП),
реализующих федеральные государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

Научно-методическое обеспечение участия студентов
в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями  ФГОС ВПО

 

 

 

установочные организационно-методические материалы
тематического семинарского цикла

 

 

Руководитель тематического семинарского цикла
доктор педагогических наук, профессор Т.В. Челышева

 

 

 

 

 

 

МОСКВА — 2010

 
   

 

 

 

 

 

УДК 378

ББК 74.202

 

 

 

 

 

 

Челышева Т.В.

Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-
ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 38 с.

 

Редакционная коллегия серии:
Учебно-методическое обеспечение специализированной подготовки актива базовых вузов учебно-методических объединений (УМО) в области проектирования нового поколения
основных образовательных программ (ООП), реализующих ФГОС ВПО:

главный редактор                                – Селезнева Н.А.

заместитель главного редактора        – Максимов Н.И.

координатор программы                    – Золотарева Н.М.

члены редакционной коллегии                       – Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Зимняя И.А.,

                                                                Казанович В.Г., Покладок Е.Б.

ответственный редактор серии                      – Ротенберг З.Л.

секретарь редакционной коллегии     – Амбросимова Н.М.

 

 

Установочные организационно-методические материалы по проведению тематического семинарского цикла «Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями  ФГОС ВПО» отражают его актуальность, раскрывают основной смысл проектно-исследовательской задачи, решаемой слушателями в процессе освоения данной образовательной программы.

В материалах представлены особенности решения проектно-исследовательской задачи, методика ее выполнения,  освещается методическое обеспечение тематического семинарского цикла.

Текст представлен в авторской редакции.

 

УДК 378

ББК 74.202

 

©  Челышева Т.В., 2010

©  Исследовательский центр
проблем качества
подготовки специалистов, 2010

 
 

 

 

 

Содержание

 

1.    Введение. Общие положения........................................................................................ 5

2.    Описание проектно-исследовательской задачи,
решаемой слушателями тематического семинарского цикла
в 2010 году  как составляющей части проекта ООП ВПО..................................... 7

3.    Методика выполнения проектно-исследовательской задачи........................ 12

4.    Методическое обеспечение тематического семинарского цикла............... 24

5.    Укрупненная программа проведения
тематического семинарского цикла........................................................................ 28

6.    Привлекаемый профессорско-преподавательский состав
целевого тематического семинарского цикла.................................................... 33

7.    Краткий словарь основных терминов...................................................................... 34

Сведения об авторе................................................................................................................ 36

 

 

 

 

 

 



1. ВВЕДЕНИЕ: Общие положения

Актуальность проведения тематического семинарского цикла

Программа настоящего тематического семинарского цикла является модулем образовательной программы специализированной подготовки актива базовых вузов УМО к разработке основных образовательных программ ВПО в компетентностном формате. Появление данного модуля обусловлено тем, что проблема создания механизма включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс их образования органично входит в состав обновленных ООП вуза с точки зрения интересов обучающихся и нуждается в специальном исследовании. Ибо, «перенастройка» вузовских программ, в первую очередь, направлена на усиление студентоцентрированности образования, на создание таких условий, при которых может реализоваться «самость» студента как личности и как субъекта образования, условий, которые способствуют развитию его сознательности, самостоятельности и творческой активности.

Цели проведения тематического семинарского цикла

В процессе реализации программы тематического семинарского цикла достигаются следующие двуединые цели:

Образовательная – подготовка слушателей к координационной работе в вузе по разработке материалов учебно-методического и организационного сопровождения студентов в условиях перехода на новые ООП. Это, в свою очередь, предполагает выполнение следующих функций в коллективе разработчиков: аналитических, проектировочных, организаторских, консультативных, тьюторских, лекторских.

Проектно-исследовательская – разработка программных и учебно-методических материалов вуза по одному из направлений подготовки, которые составляют нормативно-методический комплекс, дополняют компетентностно-ориентированную ООП и способствуют активизации самостоятельной деятельности студентов.

Категория слушателей: ППС вуза – системные методологи и координаторы процесса разработки вузовских материалов учебно-методического и организационного сопровождения студентов в условиях перехода на новые ООП.

Основные подходы к реализации программы:

  1. Единство и взаимообусловленность образовательной и проектно-исследовательской целей программы, достигаемые благодаря реализации принципов системности и преемственности содержания программы, методов и форм занятий и контроля, содержания и способов выполнения учебных заданий.
  2. Учет андрагогических особенностей обучения – использование личностно-профессионального опыта, информационных запросов и мотивации слушателей для получения оптимального эффекта в реализации целей программы при минимальных затратах учебно-курсового времени.
  3. Выполнение слушателями аналитических заданий для самостоятельной работы – анализ существующего опыта вуза по проблеме тематического семинарского цикла и подбор конкретных материалов для процесса проектирования нормативно-методического комплекса в целом, разработки составляющих его частей.
  4. Выполнение слушателями проектных заданий на практических занятиях тематического семинарского цикла – накопления «продуктов» проектирования, формирование научно-методического комплекса, его последующее оформление в виде индивидуального проекта слушателя и защиты как выпускной квалификационной работы.
  5. Обеспечение процесса освоения программы тематического семинарского цикла методическими и дидактическими материалами, брошюрами из опыта работы отдельных вузов по проблеме студентоцентрированного подхода к профессиональному образованию.

Объем программы и режим работы по ней.

Программа рассчитана на 72 часа и включает в себя девять учебных дней по восемь учебных часов: 10ч. лекционных, 28ч. – практических, 12 консультативных часов (групповые и индивидуальные консультации), 10 часов самостоятельной работы и 12 часов защиты индивидуального проекта (в виде собеседования). Занятия проводятся один раз в месяц, с частичным отрывом от работы в форме лекций, практикумов, моделирования учебных ситуаций, учебного проектирования и самостоятельной работы.

 

 

 

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМОЙ СЛУШАТЕЛЯМИ ТЕМАТИЧЕСКОГО СЕМИНАРСКОГО ЦИКЛА В 2010 Г.
КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА ООП ВПО

Общая характеристика проектно-исследовательской задачи

Под проектно-исследовательской задачей, решаемой слушателями тематического семинарского цикла в 2010 г., подразумевается анализ организации студентоцентрированной образовательной деятельности отечественных и зарубежных вузов, выявление типичных трудностей отечественных вузов в решении данной проблемы и формирование на этой основе нормативно-методического комплекса конкретного вуза по одному из направлений подготовки. Данный комплекс может стать механизмом включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс их образования. При этом он органично входит в состав обновленных ООП вуза с точки зрения интересов обучающихся и расценивается как проектировочная модель для аналогичного обеспечения других направлений подготовки, имеющихся в вузе.

Проектно-исследовательская задача решается силами творческого проектного коллектива вуза, координацию работы которого осуществляет слушатель(и) тематического семинарского цикла по названной проблеме. При успешном решении проектно-исследовательской задачи членами творческого проектного коллектива, возможно их включение в состав слушателей цикла в дистантном режиме.

Концепция разработки нормативно-методического комплекса как проектировочной модели обеспечения участия студентов в компетентностно-ориентированном образовании.

Разработка механизма включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс образования предполагает «перенастройку» имеющихся и создание новых нормативно-методических материалов, обеспечивающих условия для учебной деятельности студентов в компетентностном формате на всем протяжении их пребывания в вузе – от вхождения в учебную деятельность до выпуска. В связи с этим, целью разработки модели нормативно-методического комплекса является оснащение необходимыми документами и материалами гарантированного педагогического сопровождения компетентностно-ориентированного процесса образования, направленного на соблюдение интересов обучающихся и распространяющегося на весь период их профессиональной подготовки.

В процессе решения проектно-исследовательской задачи слушателями выявляются характерные особенности педагогического сопровождения активной образовательной деятельности студентов в компетентностном формате; устанавливаются уровни и состав документов комплекса; определяется содержание нормативных и организационно-методических документов для их реализации на наддисциплинарном, междисциплдинарном и дисциплинарном уровнях.

Разработка модели нормативно-методического комплекса обусловлена реализацией следующих основных принципов:

  • системности и универсальности (выстраивание системы работы по педагогическому сопровождению активного участия студентов в компетентностно-ориентированном образовании на протяжении всего периода профессиональной подготовки; охват разных направлений подготовки и создание для них универсальных нормативно-методических материалов);
  • преемственности и непрерывности (проектирование преемственных связей между формами и методами работы по обеспечению активной компетентностно-ориентированной деятельности студентов, а также преемственности всех служб, создаваемых для осуществления педагогического сопровождения данного процесса; установление непрерывности педагогического сопровождения на протяжении всего образовательного процесса на всех его уровнях – наддисциплинарном, междисциплдинарном и дисциплинарном);
  • мобильности и открытости (восприимчивость к новациям и оперативный отклик на потребности обучающихся в процессе реализации студентоцентрированного подхода; поддержка их инициатив и принятие действенных мер по повышению эффективности формирования у них умений и компетенций; установление гласности путей решения образовательных проблем и его результатов).

Основные характеристики проекта Положения о нормативно-методическом комплексе, обеспечивающем участие студентов в компетентностно-ориентированном образовании.

Проектно-исследовательская задача, решаемая слушателями тематического семинарского цикла в 2010 г., как составляющая часть проекта ООП ВПО, руководствуется положением (проектом) о нормативно-методическом комплексе, способствующем активному включению обучающихся в процесс компетентностно-ориентированного образования.

В данном проекте положения определяются характерные особенности педагогического сопровождения активной образовательной деятельности студентов в компетентностном формате:

  • Изменение роли студентов, которая не сводится лишь к прослушиванию учебного материала, а делает их субъектами мыслительной деятельности на уровне анализа, синтеза, оценки.
  • Изменение роли преподавателей, которые не столько транслируют информацию, сколько занимаются формированием у студентов навыков и компетенций.
  • Создание условий для самореализации студентов, использование активных методов и форм работы, которые способствуют их самостоятельной творческой деятельности. Обеспечение гласности образовательных задач, решение которых представляется как проведение увлекательного эксперимента.

В проекте положения устанавливаются уровни и состав документов комплекса. Он охватывает все образовательные уровни и включает документы и материалы наддисциплинарного, междисциплинарного и дисциплинарного характера. При этом возможна трансляция содержания материалов одного уровня в другой (или в другие). С данными уровнями соотносятся элементы модели нормативно-методического комплекса, которые связаны с нормированием, организацией и содержанием образовательного процесса, с организацией и проведением контроля и оценки результатов образования.

Нормативно-управленческая база, необходимая для обеспечения участия студентов в реализации компетентностно-ориентированного образовательного процесса, способствует осуществлению универсального подхода к организации образовательного процесса в вузе и отражает технологии: управления этим процессом в целом, самостоятельной деятельностью студентов, воспитательной работой вуза. Организация и содержание образовательного процесса выражается через ряд программных документов:

  • программу сквозного наддисциплинарного курса «Участие студентов в реализациикомпетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО»;
  • паспорта компетенций и программы их формирования;
  • инструментарий диагностики мотивации и готовности студентов к участию в компетентностно-ориентированном процессе образования;
  • программу организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов.
  • программу методического обеспечения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
  • программу организации социокультурной среды вуза;
  • программу компетентностно-ориентированной воспитательной работы в вузе.

Организация и проведение контроля и оценки результатов образования регламентируется сквозной программой промежуточных комплексных испытаний и программой итоговых комплексных испытаний, что подкрепляется методическими материалами, включающими типовые задания для выявления уровня развития компетенций, фонды оценочных средств для осуществления преподавательского контроля результатов образования и самоконтроля студентов.

Содержание перечисленных документов и материалов конкретизируется в зависимости от наддисциплинарного, междисциплинарного или дисциплинарного уровня их реализации.

Перечень программно-методических материалов, разрабатываемых в процессе решения проектно-исследовательской задачи.

Исходя из данного проекта положения, проектно-исследовательская задача, решаемая слушателями тематического семинарского цикла в 2010 г., как составляющая часть проекта ООП ВПО, состоит в формировании целостной модели нормативно-методического комплекса и в разработке следующих ее элементов:

  • Программы сквозного (на весь период обучения в вузе) наддисциплинарного учебного курса «Участие студентов в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО».
  • Паспорта компетенции и программы ее формирования (на примере одной или нескольких компетенций).
  • Инструментария исследования мотивации и готовности студентов к участию в компетентностно-ориентированном процессе образования.
  • Программы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов.
  • Типовых заданий для выявления уровня развития компетенций.
  • Фондов оценочных средств для осуществления самоконтроля и самооценки студентов.
  • Программы ПК ППС вуза по проблеме включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс образования.

Ожидаемый результат решения проектно-исследовательской задачи в 2010 году.

В результате решения слушателями тематического семинарского цикла проектно-исследовательской задачи в 2010 году предполагается создание модели нормативно-методического комплекса вуза и моделей ее универсальных составляющих, направленных на соблюдение интересов обучающихся в течение всего периода их профессиональной подготовки и обеспечивающих педагогическое сопровождение компетентностно-ориентированного процесса образования.

Планируется, что универсальность создаваемой модели, органично входящей в состав обновленных ООП вуза с точки зрения интересов обучающихся, позволит в дальнейшем расширить разработку конкретных нормативно-организационных и программно-методических материалов, обеспечивающих студентоцентрированный подход вузов к образовательному процессу по разным направлениям подготовки.

 

 

 

 

3. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ

Методический замысел программы
тематического семинарского цикла

Процесс «погружения» в проблему исследования осуществляется в соответствии со следующей линией научно-методического поиска: от анализа частного – к анализу общего – к проектированию частного.

 

От анализа частного

Анализ сложившихся инновационных подходов вуза к организации учебной деятельности студентов в соответствии с современными требованиями компетентностно-ориентированного образования:

  • выявление уровня разработки нормативно-методических и программных документов конкретного вуза;
  • соотнесение сложившихся инновационных подходов вуза к организации учебной деятельности студентов с современными требованиями к компетентностно-ориентиро­ванному образованию;
  • выявление основных тенденций отечественных вузов по организации компетентностно-ориентированной учебной деятельности студентов.

 

 

К анализу общего

Анализ организации учебной деятельности студентов
в отечественных и европейских вузах:

  • сравнительная характеристика инновационных тенденций отечественных и европейских вузов в организации компетентностно-ориентированной учебной деятельности студентов;
  • определение типичных трудностей отечественных вузов в организации компетентностно-ориентированной учебной деятельности;
  • экстраполяция типичных трудностей отечественных вузов в организации компетентностно-ориентированной учебной деятельности на практику конкретного вуза.

 

К проектированию частного

Определение и проектирование механизма преодоления типичных трудностей конкретного вуза в организации учебной деятельности студентов в компетентностном формате:

Создание
нормативно-
управленческой базы

Программно-методическое
обеспечение
образовательного процесса

Формирование организационно-методической базы контроля и оценки

Формирование технологий управления студентоцентрированным образовательным процессом в целом, самостоятельной деятельностью студентов, воспитательной работой вуза:

  • формирование перечней нормативно-управ­ленческих документов;
  • комплектование (корректировка) банка нормативно-управленче­ских документов вуза;
  • создание системы обновления банка нормативно-управленческих документов вуза.

Обновление имеющихся и проектирование новых программно-методических документов:

  • Программы сквозного наддисциплинарного курса «Участие студентов в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО».
  • Паспортов компетенций и программ их формирования.
  • Инструментария диагностики мотивации и готовности студентов к участию в компетентностно-ориентированном процессе образования.
  • Программы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов.
  • Программы ПК ППС вуза по проблеме включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс образования.

Обновление имеющихся и проектирование новых организационно-методи-ческих материалов:

  • Типовых заданий для выявления уровня развития компетенций.
  • Фондов оценочных средств и технологий для осуществления самоконтроля и самооценки студентов

 

Благодаря данной линии научно-методического поиска, реализуется главный замысел программы тематического семинарского цикла, который заключается в «проживании» слушателями в условиях семинарской подготовки процесса проектирования организационно-методических материалов, необходимых для активизации студентов. При этом весьма важно получение оптимального эффекта: когда используются существующие в вузе разработки, дополнительные знания и умения, полученные в процессе занятий, и создается проектный продукт при минимальных затратах учебного времени. В этом случае теоретико-аналитическая подготовка слушателей приобретает практико-ориентированный исследовательский характер. Данный процесс подкрепляется специально подготовленным раздаточным материалом - теоретико-методическими изданиями, представляющими собой серию работ в помощь слушателям тематических семинарских циклов по проблемам разработки и реализации компетентностно-ориентированных ООП.

На основе теоретической подготовки слушателям предлагается выполнить ряд заданий для самостоятельной работы, которые едины по своим задачам с практическими занятиями в аудитории. Каждое задание связано с анализом существующего опыта или подбором конкретных материалов для процесса проектирования нормативно-методического комплекса*. Само проектирование осуществляется в процессе практических занятий. В результате накопления «продуктов» проектирования к концу обучения у слушателей складывается искомый комплекс материалов.

Ниже (в таблице 1) приведена система сопряженности трех видов работы: теоретической подготовки слушателей, их самостоятельной работы и практических занятий.

Таблица 1

Система сопряженности теоретической подготовки слушателей,
их самостоятельной работы и практических занятий

Теоретическая подготовка

Самостоятельная работа

Практические занятия

Тема лекции

Задание

Ожидаемый
результат

Тема практического занятия

Ожидаемый

результат

1

2

3

4

5

«Концептуальные основы разработки нормативно-методиче­ского комплекса, обеспечивающего участие студентов в компетентностно-ори­ентированном процессе образования»

№ 1

Анализ сложившихся инновационных подходов вуза к организации учебной деятельности студентов в соответствии с современными требованиями компетентностно-ориентиро­ванного образования

Таблица, демонстрирующая состояние разработки в вузе проблемы организации студентоцентрированной учебной деятельности

«Анализ сложившихся инновационных подходов вуза к организации учебной деятельности студентов в соответствии с современными требованиями компетентностно-ориентиро-ванного образования»

Перечень основных тенденций инновационной деятельности вуза по организации учебной деятельности студентов в соответствии с современными требованиями к компетентностно-ориен­тированному обра­зованию.

«Анализ зарубежного опыта обеспечения учебной деятельности студентов при реформировании образования в европейских странах»

№ 2

Анализ организации учебной деятельности студентов в отечественных вузах и в вузах европейских стран.

 

Таблица «Основные тенденции организации учебной деятельности студентов в отечетственных вузах и в вузах европейских стран»

«Сравнительная характеристика зарубежного и отечественного опыта организации учебной деятельностистудентов»

Перечень типичных трудности в организации учебной деятельности студентов в отечественных вузах в целом и в отдельно взятом конкретном вузе.

 

«Технология управления учебной и внеучебной деятельностью студентов при компетентностно-ориентированной вузовской подготовке»

 

«Технология управления учебной и внеучебной деятельностью студентов при компетентностно-ориентиро­ванной вузовской подготовке»

 

Перечень нормативно-управленческих документов

 

№ 3

Проектирование элементов програм­мы сквозного (на

  • Обоснование про­екта программы сквозного наддисциплинарного учебного курса.

Программа сквозного (на весь период обучения в вузе) наддисциплинарного учебный курса

Проект программы сквозного наддисциплинарного учеб­ного курса для конкретной ООП ВПО.

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

«Концептуальные основы разработки нормативно-методического комплекса, обеспечивающего участие студентов в компетентностно-ориентиро­ванном процессе образования»

 

весь период обучения в вузе) наддис-циплинарного учеб­ного курса «Участие студентов в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО»

 

  • Перечень компетенций, формиру­емых в результате освоения сквозного наддисциплинарного учебного курса (по конкретному направлению и уровню подготовки).
  • Фонд оценочных средств для включения в программу сквозного наддисциплинарного учебного курса (по конкретному направлению и уров­ню подготовки).

 

«Участие студентовв реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО»

 

№ 4

Анализ экспериментальных исследований мотивации и готовности студентов вузов к участию в реа­лизации компетентностного подхода к результатам их образования

Таблица «Предполагаемые варианты социологического исследования вуза» (проблемы, цели исследования, категории респондентов)

 

«Инструментарий исследования мотивации и готовности студентов вуза к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования»

Методика социологического исследования мотивации и готовности студентов к их участию в реализации компетентностного подхода к результатам профессиональной подготовки.

«Технология управления учебной и внеучебной деятельностью студентов при компетентностно-ориентиро­ванной вузовской подготовке»

 

№ 5

Проектирование паспортов компетенций

 

Паспорт одной из общекультурных компетенций и одной из профессиональных компетенций

«Справочно-информационные системы для студентов: Паспорт компетенции»

Самооценка разработанного паспорта общекультурной и паспорта профессиональной компетенции;

Программы формирования разработанных .компетенций

№ 6

Анализ и проектирование материалов по организации процесса оценивания уровня сформированности компетенций студентов.

 

  • Структура справочно-информа­ционной системы для студентов «Ти­повые задания для выявления уровня сформированности универсальных компетенций»
  • Контрольно-оце-ночные материалы (опросники,

«Справочно-инфор­ма-ционные системы для студентов: Типовые задания студентам вузов для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО»

Содержание каждого пункта разработанной структуры справочно-информа-ционной системы для студентов вуза «Типовые задания для выявления уровня сформированности универсальных компетенций».

 

Окончание  табл. 1

1

2

3

4

5

 

 

тесты, кейсы и др.) для определе­ния уровня сфор­мированности универсальных (общих) компетен­ций у студентов.

 

 

 

«Организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов как объективная необходимость развития их активности в комптентностно-ориентиро-ванном образовании»

№ 7

Анализ и проектирование материалов по организации самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов.

 

 

  • Установление соответствия между организационно-педагогически-ми условиями, необходимыми для активизации самостоятельной работы студентов и конкретными проанализированными и спроектированными материалами.

 

«Организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов как объективная необходимость развития их активности в комптентностно-ориентированном образовании»

  • Перечень составных частей инструментария, необходимого для организации самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов;
  • Подборка конкретных материалов, составляющих данный инструментарий (по конкретной ООП);
  • Оформление документа, отражающего состав инструментария организации самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов.

 

«Технология управления учебной и внеучебной деятельностью студентов при компетентностно-ориентированной вузовской подготовке »

 

 

 

-

 

 

-

«Целевая подготовка руководящих и педагогических кадров как условие обеспечения эффективности включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс образования»

  • Структура подготовки преподавателей вуза, отражающая систему формирования их компетентностного мышления и обеспечивающая эффективность включения студентов в студентоцентрированный образовательный процесс.

 

 

 

Примеры сопряженности конкретных заданий для самостоятельной работы слушателей и заданий к практическим занятиям.

Суть сопряженности заданий для самостоятельной работы слушателей и заданий к практическим занятиям состоит в установлении соответствия между их содержанием, методикой выполнения и преемственностью ожидаемых результатов («приращением» проектно-исследовательского «продукта»). Далее приводятся два конкретных примера такой сопряженности.

Пример первый

Задание для самостоятельной работы № 2. Анализ организации учебной деятельности студентов в отечественных вузах и в вузах европейских стран.

Цель задания – выявление основных тенденций организации учебной деятельности студентов в отечественных вузах и в вузах европейских стран.

Содержание работы:

  • изучите материалы следующих изданий:

–         Л.Н. Тарасюк «Информационно-методическое обеспечение учебной деятельности британских студентов»;

–         Е.Б. Покладок «Особенности личностно-ориентированного подхода к вышему образовнию во Франции»;

–         О.Л. Ворожейкина «Активизация учебной деятельности студентовв вузах ФРГ»;

–         Н.А. Гришанова «Аналитический обзор европейских источников по проблеме активизации участия студентов в компетентностно-ориентированном образовании»;

–         Малюгин Д.В. «Анализ отечественных исследований по проблеме активизации учебной деятельности студентов»;

–         Е.В. Попова Текст автореферата кандидатской диссертации на тему «Академическое консультирование как условие профессионального развития студентов университета».

  • зафиксируйте во второй графе ниже следующей таблицы основные тенденции организации учебной деятельности студентов в вузах европейских стран (обобщая материалы изданий, представленные в первой графе таблицы);
  • используя материалы практического занятия по теме «Анализ инновационных подходов вуза к организации учебной деятельности студентов в соответствии с современными требованиями компетентностно-ориентированного образования», перечислите в ниже следующей таблице (в третьей графе) универсальные тенденции отечественных вузов к организации учебной деятельности студентов в компетентностно-ориентированном образовательном процессе.

Таблица 2

Основные тенденции
организации учебной деятельности студентов
в отечественных вузах и в вузах европейских стран

 

Наименование вуза _____________________________________________

Ф.И.О слушателя _______________________________________________

Выборка основных тенденций организации учебной деятельности студентов из перечисленных изданий

Основные тенденции организации
учебной деятельности студентов

В европейских вузах
в целом (обобщение
по материалам изданий)

В отечественных вузах

1

2

3

Англия

  • система тьюторства;
  • (тьюторы и тьюториалы);
  • служба прокторов (инспекторов);
  • наличие справочников (например, «Необходимая студентам информация»);
  • наличие документации и методиче­ских материалов (по организации учебной деятельности студентов, их самостоятельной работы, информационно-справоч­ные материалы о видах деятельности студентов).

Франция

  • усиление профессионализации высшего образования и ориентации студента в ходе обучения (лиценциат, магистратура, докторантура);
  • помощь студенту в адаптации к университетскому обучению и лучшем понимании своих профессиональных перспектив;
  • тьюторское сопровождение (тьюторат поступления, тьюторат сопровождения);
  • разработка персональных проектов обучения студентов и новых методов обучения по дисциплинам;
  • мониторинг «усердия студентов»;
  • валоризация подготовки, компетенций и знаний, которые получает студент, перед профессиональным сообществом;
  • справочные материалы для студентов;
  • развитие художественного восприятия.

ФРГ

  • учебное консультирование;
  • самоуправляемое обучение;
  • центры ключевых квалификаций для подготовки бакалавров;

 

 

 

Окончание табл. 2

1

2

3

  • учебно-методические материалы, сопровождающие обучение;
  • согласованность самостоятельности обучения студентов и педагогической стратегии преподавателя;
  • студентоцентрированные педагогические стратегии (кооперативное обучение, групповой пазл,
  • методы активного обучения и оценки, ранжированные в соотвествии с центрированными на преподавателе, интерактивными и студентоцентрированными занятиями;
  • новый инструментарий оценки, ориентированный на компетентностный подход к образованию

Общеевропейские

  • согласованность результатов обучения, методов преподавания и оценивания;
  • установление системного характера изменений в образовательном процессе (цели, результаты, критерии эффективности, оценивание, оценка);
  • определение возможностей студентов в учебных программах (узнавать; осуществлять на практике; разрабатывать; демонстрировать);
  • решающая роль организации учебного процесса и методов обучения;
  • основные подходы к формированию компетенций: адаптивный и интегрированный. 

 

 

 

 

Задания к практическому занятию по теме № 4 – «Сравнительная характеристика зарубежного и отечественного опыта организации учебной деятельности студентов»:

  • занесите в ниже следующую таблицу выявленные (задание для самостоятельной работы №2) тенденции организации учебной деятельности студентов в отечественных вузах и в вузах европейских стран (тенденции фиксируются словами и ранжируются по факту совпадения в первой и второй графах таблицы);
  • определите типичные трудности отечественных вузов в организации учебной деятельности студентов в компетентностно-ориентированном образовательном процессе. Заполните третью графу представленной ниже таблицы;
  • экстраполируйте перечень данных трудностей на практику Вашего вуза. Заполните четвертую графу представленной ниже таблицы, фиксируя в ней тенденции, отсутствующие в вузе.


Таблица 3

Сравнительная характеристика зарубежного и отечественного опыта

организации учебной деятельности студентов

 

Фамилия, имя, отчество слушателя _______________________________

Основные тенденции организации
учебной деятельности студентов

Типичные трудности в организации
учебной деятельности студентов

В европейских вузах

В отечественных вузах

В отечественных вузах в целом

В конкретном вузе

(назвать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕР ВТОРОЙ

Задание для самостоятельной работы № 6. Анализ и проектирование материалов по организации процесса оценивания уровня сформированности компетенций студентов.

Цель задания – определить основные подходы к разработке структуры справочно-информационной системы для студентов «Типовые задания студентам вузов для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО».

Содержание работы:

  • ознакомьтесь с работой Н.Ф. Ефремовой «Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием в формировании общих компетенций обучающихся». Зафиксируйте письменно (в виде перечня) основные тенденции оценивания учебной деятельности студентов при компетентностном подходе;
  • проанализируйте данные рекомендации с точки зрения основных элементов организации процесса оценивания уровня сформированности компетенций студентов. Заполните таблицу по аналогии с пунктом 1 раздела 1;

Таблица 4.

Основные элементы организации процесса оценивания

уровня сформированности компетенций студентов

Название основных элементов организации процесса оценивания компетенций

Структура основных элементов организации процесса оценивания компетенций

1. Создание фонда оценочных средств

1

2

1. Требования в структуре фонда оценочных средств (ФОС)

  • определяющие факторы создания ФОС (взаимосвязь результатов образования и формируемых компетенций; роль образовательной среды

 

Окончание табл. 4

1

2

 

и образовательных технологий; оценивание творческой деятельности студента; контекстный характер оценивания; разнообразные формы индивидуальной и групповой оценки; рефлексия оценивания; ключевые ценности оценивания);

  • структурные части ФОС (программы и графики проведения процедур оценивания; паспорта компетенций и программы их оценивания; контрольно-оценочные материалы; методические рекомендации по проведению процедур оценивания; требования к квалификации \'экспертов и их подготовки и т.д.) ;
  • формы учебной деятельности студентов, подлежащие оцениванию.

2. Современные подходы к оценке компетенций

 

3. Этапы создания оценочных средств

 

4. Виды оценочных средств и процедур, оценка их эффективности

 

5. Использование оценочных шкал

 

2. Служба оценки компетенций студентов

1. Концептуальные основы создания вузовской службы оценки компетенций студентов (ВСОКС)

 

2. Организация деятельности ВСОКС

 

3. Этапы подготовки и проведения оценочных процедур

 

4. Порядок разработки и экспертизы оценочных средств

 

5. Технологии и средства оценки компетенций

 

 

  • Разработайте свою структуру справочно-информационной системы для студентов Вашего вуза «Типовые задания для выявления уровня сформированности универсальных компетенций», ориентируясь при этом на следующий примерный перечень (при необходимости перечень может быть расширен или сокращен):

–         план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения (с определением периодичности проведения оценки уровня сформированности компетенций).

–         паспорта компетенций и программы их оценивания в соответствии с конкретным уровнем обучения, направлением подготовки.

–         совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения (на входе у студентов первого курса, приступающих к освоению ООП, после первого курса, на ключевых этапах обучения на старших курсов, после практик, на этапе подготовки к защите дипломной работы и др. – в соответствии с планом-графиком).

–         методические материалы, определяющие процедуру оценивания, технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций.

–         инструкции по статистическому анализу данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям.

–         наборы показателей и критерии оценки уровней сформированности компетенций[1], шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля.

–         рекомендации по рефлексии и интерпретации результатов оценивания, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента.

  • Ознакомьтесь с типовыми заданиями для студентов, представленными в брошюрах:

–         Золотарева Н.М., Крупин Ю.А., Юрчук С.Ю. Участие студентов в реализации образовательного процесса: анализ внутривузовских локальных нормативных документов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»;

–         Медведева И.Н. «Типовые задания студентам для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО».

  • Осуществите подбор контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.) для определения уровня сформированности универсальных (общих) компетенций у студентов Вашего вуза (по одному направлению подготовки бакалавра на основе имеющихся в вузе материалов).

 

Задание к практическому занятию по теме № 9 – «Справочно-информационные системы для студентов: Типовые задания студентам вузов для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО»:

  • используя материалы выполненного задания для самостоятельной работы № 6, наполните содержанием каждый пункт разработанной Вами структуры справочно-информационной системы для студентов вуза «Типовые задания для выявления уровня сформированности универсальных компетенций». (Должно получиться столько самостоятельных документов, сколько пунктов в перечне)

При разработке содержания данной системы необходимо учитывать:

–         периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций;

–         многоступенчатость процедуры оценивания: оценку и самооценку студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков;

–         единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех студентов и ее сопоставимости с результатами оценивания.

Общая характеристика ВКР слушателя

Заключительным этапом обучения является выпускная квалификационная работа слушателей, которая выполняется в виде индивидуального проекта «Нормативно-методический комплекс, обеспечивающий участие студентов вуза в компетентностно-ориентированном процессе образования». Проект направлен на формирование такого комплекса для конкретного вуза и разрабатывается в течение месяца после последнего занятия тематического семинарского цикла. Данная работа предполагает участие соисполнителей – членов творческого проектного коллектива по проблеме разработки нормативно-методического комплекса вуза.

В период проектирования слушатели курсов обеспечиваются индивидуальными консультациями преподавателей и необходимой дополнительной литературой. По истечении данного срока осуществляется защита разработанного проекта. За одну неделю до процедуры защиты проект сдается слушателем куратору курсов на бумажном и электронном носителях.

Оценка ВКР слушателя и подведение итогов защиты проекта

В результате выполнения проекта выявляется степень готовности слушателей к выполнению функций разработчиков и координаторов по вопросам организации студентоцентрированной образовательной деятельности в вузе. При этом, сначала слушатель осуществляет самооценку степени готовности (на процедуре защиты во время рефлексии), а затем это делает экспертная комиссия (по результатам защиты проекта) на основании ниже следующих критериев.

Таблица 5

Критерии оценки выполненного проекта


п/п

Критерии оценки

Показатели оценки

Количество баллов

1.

Соответствие требованиям к содержанию проекта

Да

Частично

Нет

2

1

0

2.

Соответствие требованиям к оформлению проекта

Да

Частично

Нет

2

1

0

3.

Аргументированность разработанного комплекса и его элементов

Да

Частично

Нет

2

1

0

4.

Соответствие требованиям к защите проекта (презентация, моделирование, рефлексия)

рефлексия)

Да

Частично

Нет

2

1

0

5.

Лаконизм и ясность изло­жения мыслей

Да

Частично

Нет

2

1

0

6.

Глубина и полнота ответов на вопросы

Да

Частично

Нет

2

1

0

7.

Адекватность самооценки*

Да

Частично

Нет

2

1

0

 

Результат определяется в соответствии с общим количеством набранных баллов:

11–14 баллов    –      слушателя характеризует высокий уровень готовности к выполнению функций системного методолога и координатора по вопросам организации студентоцентрированной образовательной деятельности в вузе;

7–10 баллов      –      слушателя характеризует средний уровень готовности к выполнению функций системного методолога и координатора по вопросам организации студентоцентрированной образовательной деятельности в вузе;

3–6 баллов        –      слушателя характеризует низкий уровень готовности к выполнению функций системного методолога и координатора по вопросам организации студентоцентрированной образовательной деятельности в вузе.

После защиты проекта он направляется на общественную экспертизу, которая осуществляется в течение двух недель с момента его поступления.

 

 

 

4. Методическое обеспечение
тематического семинарского цикла

Тематический семинарский цикл обеспечивают**:

  • Установочные организационно-методические материалы по проведению тематического семинарского цикла «Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» / Авт. Т.В. Челышева. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Национального технологического университета МИСиС, 2010. 27 с.
  • Программа тематического семинарского цикла для актива преподавателей базовых вузов УМО «Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» / Авт. Т.В. Челышева. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Национального технологического университета МИСиС, 2010. 44 с.
  • Методические рекомендации для слушателей «Реализация программы тематического семинарского цикла «Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО»/ Авт. Т.В. Челышева. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Национального технологического университета МИСиС, 2010. 35 с.
  • Серия брошюр в помощь слушателям тематических семинарских циклов по проблемам разработки и реализации компетентностно-ориентированных ООП (22 брошюры) / Под общей ред.. Т.В. Челышевой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Национального технологического университета МИСиС, 2010.
  • Электронная библиотека слушателя тематических семинарских циклов по проблемам разработки и реализации компетентностно-ориентированных ООП.

Перечень изданий серии работ в помощь слушателям
тематических семинарских циклов по проблемам разработки
и реализации компетентностно-ориентированных ООП

  1. Ворожейкина О.Л. «Активизация учебной деятельности студентов в узах ФРГ». Аналитический обзор.
  2. Гришанова Н.А. «Аналитический обзор европейских источников по проблеме активизации участия студентов в реализации компетентностно-ориентированного образования».
  3. Ефремова Н.Ф. «Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием в формировании общих компетенций обучающихся». Методические рекомендации.
  4. Казаков В.Н., Талалаенко А.Н., Каменецкий М.С., Первак М.Б. «Опыт управления учебной деятельностью студентов при реализации компетентностного подхода». Донецкий национальный медицинский университет.
  5. Золотарева Н.М., Крупин Ю.А., Юрчук С.Ю. «Участие студентов в реализации образовательного процесса: анализ внутривузовских локальных нормативных документов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
  6. Медведева И.Н. «Типовые задания студентам для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО».
  7. Мелехова О.П. «Разработка модели организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения по направлению подготовки «Биология». МГУ им. М.В. Ломоносова.
  8. Морозова Н.А. «Организация самостоятельной работы студентов в условиях проектирования ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО»
  9. Никифоров О.В. Учебный курс «Реализация компетентностного подхода в учебной деятельности студента педагогического вуза». Псковский государственный педагогический университет
  10. Никифоров О.В. «Паспортизация компетенций на примере специальности «учитель истории».
  11. Пиявский С.А., Савельева Г.П. «Инфокоммуникационная среда вуза как база реализации компетентностного подхода к подготовке выпускников. (Из опыта Самарского государственного архитектурного университета).
  12. Пиявский С.А., Козлов В.В. «Опыт создания на основе единой базы данных портфолио выпускника вуза, отражающего формирование его универсальных компетенций» (Из опыта Самарского государственного архитектурного университета)
  13. Пиявский С.А., Савельева Г.П., Бородина Н.А., Куманяйкина Н.В. «Технология самооценки уровня сформированности универсальных компетенций студентов вуза».
  14. Покладок Е.Б. «Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода к высшему образованию Франции». Аналитический обзор.
  15. Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в области проектирования и реализации компетентностно-ориенти­рованных основных образовательных программ высшего профессионального образования. (Из опыта работы Томского политехнического университета)
  16. Тарасюк Л.Н. «Информационно-методическое обеспечение учебной деятельности британских студентов». Аналитический обзор.
  17. Челышева Т.В. «Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» на примере направления подготовки «Народная художественная культура» Квалификация Бакалавр.
  18. Чучалин А.И. «Развитие личностного компетентностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в Томском политехническом университете».

Перечень раздаточных материалов

  1. Макеты: «Паспорт и программа формирования у студентов обязательной компетенции»;«Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО». Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
  2. Малюгин Д.В. «Анализ отечественных исследований по проблеме активизации учебной деятельности студентов».
  3. Попова Е.В. Текст автореферата кандидатской диссертации на тему «Академическое консультирование как условие профессионального развития студентов университета»
  4. Экспериментальное исследование мотивации и готовности студентов вузов к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. (Анкета студента и анализ анкетирования). МГУ им. М.В. Ломоносова. Российский государственный социальный университет. Псковский государственный педагогический университет.
  5. Подборка материалов Болонского процесса по проблеме компетентностного подхода к высшему образованию.

 

 

 

 

 

5. Укрупненная программа проведения
тематического семинарского цикла

Учебно-тематический план

тематического семинарского цикла
«Проектирование нормативно-методического комплекса для обеспечения участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО»

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Лекций

Практ. занятий, кр. ст. диск.

Конс.

Самостоятельная работа

Контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Концептуальные основы разработки нормативно-методического комплекса, обеспечивающего участие студентов в компетентностно-ориентированном процессе образования

2

2

 

 

 

 

2.

Анализ сложившихся инновационных подходов вуза к организации учебной деятельности студентов в соответствии с современными требованиями компетентностно-ориентированного образования

2

 

2

 

 

Выполнение задания

№ 1

3.

Анализ зарубежного опыта обеспечения учебной деятельности студентов при реформировании образования в европейских странах

6

4

 

 

2

Выполнение задания

№ 2

4.

Сравнительная характеристика зарубежного и отечественного опыта организации учебной деятельности студентов

2

 

2

 

 

 

5.

Технология управления учебной и внеучебной деятельностью студентов при компетентностно-ориентированной вузовской подготовке

4

2

2

 

 

 

6.

Программа сквозного (на весь период обучения в вузе) наддисциплинарного учебного курса «Участие студентов в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО»

4

 

2

 

2

Выполнение задания

№ 3

7.

Инструментарий исследования мотивации и готовности студентов вуза к участию в реа­лизации компетентностного подхода к результатам их образования

4

 

2

 

2

Выполнение задания

№ 4

8.

Справочно-информационные системы для студентов: Паспорт компетенции

6

 

4

 

2

Выполнение задания

№ 5

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9.

Справочно-информационные системы для студентов: Типовые задания студентам вузов для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО

4

 

2

 

2

Выполнение задания

№ 6

10.

Организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов как объективная необходимость развития их активности в комптентностно-ориентированном образовании

12

2

8

 

2

Выполнение задания

№ 7

11.

Целевая подготовка руководящих и педагогических кадров как условие обеспечения эффективности включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс образования

2

 

2

 

 

 

12.

Интегрированные задания для самостоятельной работы слушателей.

4

 

.

4

 

 

 

 

Защита выпускной квалификационной работы (зачет)

20

 

 

6

 

2

12

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

72

10

26

10

14

12

 

 

План-график

занятий по программе тематического семинарского цикла
«Проектирование нормативно-методического комплекса
для обеспечения участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО»

Занятие №1

  • Концептуальные основы разработки модели нормативно-методиче­ского обеспечения участия студентов в компетентностно-ориентиро­ванном процессе образования (лекция – 2 ч.).
  • Анализ зарубежного опыта обеспечения учебной деятельности студентов при реформировании образования в европейских странах (лекция – 4 ч.).
  • Анализ сложившихся инновационных подходов вуза к организации учебной деятельности студентов в соответствии с современными требованиями компетентностно-ориентированного образования (практическое занятие – рефлексия по результатам выполнения задания № 1 – 2 ч.).

Занятие №2

  • Анализ зарубежного опыта обеспечения учебной деятельности студентов при реформировании образования в европейских странах (самостоятельная работа – 2 ч.).
  • Сравнительная характеристика зарубежного и отечественного опыта организации учебной деятельности студентов (практическое занятие - рефлексия по результатам выполнения задания № 2 – 2 ч.).
  • Интегрированные задания для самостоятельной работы слушателей. Общая характеристика заданий на первое полугодие 2010 года (групповая консультация – 2 ч.).
  • Программа сквозного (на весь период обучения в вузе) наддисциплинарного учебного курса «Участие студентов в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» (самостоятельная работа – 2 ч.).

Занятие №3

  • Технология управления учебной и внеучебной деятельностью студентов при компетентностно-ориентированной вузовской подготовке (лекция – 2 ч.).
  • Технология управления учебной и внеучебной деятельностью студентов при компетентностно-ориентированной вузовской подготовке (круглый стол – 2 ч.).
  • Программа сквозного (на весь период обучения в вузе) наддисциплинарного учебного курса «Участие студентов в реализации компетентностного подхода к результатам их образования в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» (практическое занятие – 2 ч.).
  • Защита выпускной квалификационной работы (зачет) – (индивидуальные консультации – 2 ч.).

Занятие №4

  • Организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов как объективная необходимость развития их активности в комптентностно-ориентированном образовании (практическое заня-
    тие – 6 ч.).
  • Справочно-информационные системы для студентов: Паспорт компетенции (самостоятельная работа – 2 ч.).

Занятие №5

  • Справочно-информационные системы для студентов: Паспорт компетенции (практическое занятие – 4 ч.).
  • Интегрированные задания для самостоятельной работы слушателей (групповая консультация – 2 ч.).
  • Инструментарий исследования мотивации и готовности студентов вуза к участию в реа­лизации компетентностного подхода к результатам их образования (самостоятельная работа – 2 ч.).

Занятие №6

  • Организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов как объективная необходимость развития их активности в комптентностно-ориентированном образовании (лекция – 2 ч.).
  • Инструментарий исследования мотивации и готовности студентов вуза к участию в реа­лизации компетентностного подхода к результатам их образования (практическое занятие – 2 ч.).
  • Организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов как объективная необходимость развития их активности в комптентностно-ориентированном образовании (самостоятельная работа – 2 ч.).
  • Справочно-информационные системы для студентов: Типовые задания студентам вузов для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО (самостоятельная работа – 2 ч.).

Занятие №7

  • Организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки студентов как объективная необходимость развития их активности в комптентностно-ориентированном образовании (практическая рабо-
    та – 2 ч.).
  • Справочно-информационные системы для студентов: Типовые задания студентам вузов для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО (практическое занятие – 2 ч.)
  • Целевая подготовка руководящих и педагогических кадров как условие обеспечения эффективности процесса включения студентов в компетентностно-ориентированный процесс образования (практическое занятие – 2 ч.).
  • Защита выпускной квалификационной работы (зачет) – (индивидуальные консультации – 2 ч.).

Занятие №8 –

защита выпускных работ

  • Защита выпускной квалификационной работы (зачет) – (самостоятельная работа – 2 ч.).
  • Защита выпускной квалификационной работы (зачет) – (индивидуальные консультации – 2 ч.).
  • Процедура защиты выпускной квалификационной работы (зачет) (4 ч.).

 

Занятие №9 –

защита выпускных работ

  • Процедура защиты выпускной квалификационной работы (зачет) (8 ч.).

 

 

 

 

 

 

6.  Привлекаемый профессорско-преподавательский состав
тематического семинарского цикла

 

Н.А. Селезнева – доктор техннических наук, профессор

В.Г. Казанович – кандидат педагогических наук, доцент

О.Л. Ворожейкина – старший научный сотрудник

Е.Б. Покладок – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Л.Н. Тарасюк – кандидат педагогических наук, доцент

С.А. Пиявский – доктор педагогических наук, профессор

Н.А. Маслюк – кандидат педагогических наук, доцент

Н.А. Морозова – дактор педагогических наук, профессор

Т.В. Челышева – доктор педагогических наук, профессор

.

 

 

 

 

 

 

 

7. Краткий словарь основных терминов

 

Компетенции – «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» (определение, предложенное в европейском проекте TUNING).

Компетентностный подход – метод моделирования результатов образования как норм его качества, то есть, отражение в системном и целостном виде образа результата образования; формирование результатов как признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции. Компетентностный подход отличается практическим использованием методологии обучения, основанного на компетенциях, и предполагает переориентацию всего образовательного процесса на студента.

Результаты образования – ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и описывающие, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Студентоцентрированный образовательный процесс – образовательный процесс, для которого характерно усиление роли обучающихся, который организуется с точки зрения их интересов, в котором роль руководителей образования и преподавателей заключается в создании необходимых условий для их самоопределения и самореализации.

Компетеностно-ориентированная основная образовательная программа – комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, разработанный на основе компетентностного подхода и представляющий собой систему взаимосвязанных документов.

Нормативно-методический комплекс – совокупность нормативно-управленческих и программно-методических документов, входящих в состав компетентностно-ориентированной образовательной программы, требующих специального анализа и разработки.

Целевой тематический семинарский цикл – цикл семинарских занятий, имеющий конкретное целевое назначение, обеспечивающий раскрытие конкретной образовательной темы и отличающийся эксклюзивным характером.

Проектно-исследовательская задача – основное назначение целевого тематического семинарского цикла, состоящее в организации проектно-исследовательской деятельности слушателей по анализу и разработке конкретного комплекса нормативно-управленческих и программно-методических документов.

Сопряженность теоретической и практической подготовки слушателей –установление соответствия между содержанием разных форм работы слушателей, методикой ее выполнения и преемственностью ожидаемых результатов (поэтапным «приращением» проектно-исследовательского «продукта»).

Андрагогические особенности обучения – учет специфики обучения взрослого человека: использование личностно-профессионального опыта, информационных запросов и мотивации слушателей для получения оптимального эффекта в реализации целей программы при минимальных затратах учебно-курсового времени. Реализация ключевых принципов организации образования взрослых (проект «Меморандума непрерывного образования» стран Европы): новые базовые знания и навыки для всех, увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, инновационные методики преподавания и учения, новая система оценки полученного образования, развитие наставничества и консультирования, приближение образования к дому. Применение наиболее продуктивных андрагогических методов обучения: имитационного моделирования, проектирования, рефлексии, программирования и алгоритмизации.

 

Разработчик программы – проф. Т.В. Челышева

 

 

 

 

Сведения об авторе

 

 

ЧЕЛЫШЕВА                    –     главный научный сотрудник сектора управления каче-

Тамара Васильевна                  ством высшего образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное издание

 

 

Т.В. Челышева

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ
В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ООП ВПО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ  ФГОС ВПО

 

 

 

установочные организационно-методические материалы
по проведению тематических семинарских циклов

 

Руководитель семинарского цикла
доктор педагогических наук, профессор Т.В. Челышева

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная верстка                                        М.В. Королева

Ответственные за выпуск:                                   В.Г. Казанович,

                                                                              Г.М. Дмитриенко,
                                                                              Н.М. Амбросимова
                                                                             

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать 14.05.2010
Бумага «Снегурочка». Формат 60х84/16. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. 1,7. Тираж 100 экз. Заказ № 982.

 

Издательство: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов,

105318, Москва, Измайловское шоссе, 4.

тел. (499) 369-42-83, 369-42-84, fax: (499) 369-58-13

E-mail: rc@rc.edu.ru

__________________________________________________________________________

       
     
 
   

 


* К выполнению заданий для самостоятельной работы могут привлекаться преподаватели – члены творческого коллектива по разработке  нормативно-методического комплекса вуза.

[1] Критерии оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания.

* Самооценка осуществляется по тем же критериям (исключая седьмой критерий).

** Все материалы есть в наличие