Новости

20.03.2012

Минобрнауки России вносит предложения по изменению ст.41 Федерального закона Об образовании в части совершенствования целевого приема граждан и их обучения в вузах и сузах. Проект документа:

Минобрнауки России вносит предложения по изменению ст.41 Федерального закона «Об образовании» в части совершенствования целевого приема граждан и их обучения в вузах и сузах.

Проект документа:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений статью 41 Закона Российской Федерации \"Об образовании\" (в части совершенствования целевого приема и обучения граждан в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования)


Статья 1

Пункт 11 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 \"Об образовании\" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 30, ст. 3210; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 10, ст. 835; N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291; N 50, ст. 6595) изложить в следующей редакции:

\"11. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять целевой прием в пределах финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации контрольных цифр приема граждан в целях удовлетворения потребностей организаций государственного и муниципального секторов в специалистах.

Квота целевого приема для получения среднего профессионального или высшего профессионального образования устанавливается ежегодно образовательным учреждением в размере не более 20 процентов от общего объема установленных ему на очередной год контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Целевой прием осуществляется в соответствии с установленной квотой на основе договора о целевом приеме в образовательное учреждение среднего профессионального или высшего профессионального образования между соответствующим образовательным учреждением и органом государственной власти (органом местного самоуправления) или организацией, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, заключившим (заключившей) договор о целевом обучении с гражданином. Стороны могут заключить трехсторонний договор о целевом приеме и обучении. Право на обучение в образовательном учреждении на условиях целевого приема для получения среднего профессионального или высшего профессионального образования имеют граждане, заключившие договор о целевом обучении с органом государственной власти (органом местного самоуправления) или организацией, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и прошедшие по конкурсу на целевые места в рамках квоты целевого приема.

Существенными условиями договора о целевом приеме в образовательное учреждение среднего профессионального или высшего профессионального образования являются:

обязательства образовательного учреждения по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;

обязательства органа государственной власти (местного самоуправления) или организации, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по организации производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

Существенными условиями договора о целевом обучении в образовательном учреждении среднего профессионального или высшего профессионального образования являются:

меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период его обучения в образовательном учреждении;

обязательства органа государственной власти (органа местного самоуправления) или организации, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и гражданина по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре в соответствии с направлением подготовки (специальностью), полученным в рамках целевого приема и обучения;

основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев установленных договором о целевом обучении, обязан возместить государственному органу (органу местного самоуправления) или организации, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, затраты, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двухкратном размере к указанным затратам.

Орган государственной власти (местного самоуправления) или организация, финансируемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в случае невыполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в размере, установленном договором о целевом обучении.

Порядок заключения и расторжения, а также типовые формы договоров о целевом приеме и обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.\".
Президент Российской Федерации Д. Медведев





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона \"О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации \"Об образовании\" (в части совершенствования целевого приема и обучения граждан в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования)\"


Проект федерального закона \"О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации \"Об образовании\" (в части совершенствования целевого приема и обучения граждан в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования)\" (далее - законопроект) разработан в связи с необходимостью совершенствования процедур целевого приема и обучения граждан в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Необходимость разработки указанного законопроекта обусловлена, в частности, поручениями Правительства Российской Федерации в соответствии с которым Минобрнауки России необходимо принять меры по совершенствованию механизма установления квот по целевому приему граждан в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органах исполнительной власти, установлению четких критериев и прозрачности процедуры отбора абитуриентов (пункт 2 поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N ВП-П16-5060), а также поручением о договорном (контрактном) характере организации целевого приема (пункт 6 поручения Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N ВП-П9-5865).

В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации в области образования установлена норма, позволяющая государственным образовательным учреждениям среднего профессионального и государственным и муниципальным образовательным учреждениям высшего профессионального образования осуществлять в пределах финансируемых за счет учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования (пункт 11 статьи 41 Закона Российской Федерации \"Об образовании\"), без какой-либо регламентации механизмов целевого приема и обучения.

В связи с этим существует необходимость внесения изменений в Закон Российской Федерации \"Об образовании\", направленных на установление порядка целевого приема и обучения граждан в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Законопроектом предусматривается, что целевой прием и обучение осуществляется на основе договора о целевом обучении, заключенного между органом государственной власти (органом местного самоуправления) или организацией, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и гражданином, прошедшим по конкурсу на целевые места в рамках квоты целевого приема, и договором о целевом приеме, заключенным между образовательным учреждением и органом государственной власти (органом местного самоуправления) или организацией, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, заключившим (заключившей) договор о целевом обучении с гражданином.

Законопроектом устанавливаются существенные условия договоров о целевом приеме и целевом обучении, в том числе ответственность за неисполнение обязательств, взятых сторонами в рамках указанных договоров.

Ввиду того, что договоры о целевом приеме и обучении имеют гражданско-правовую природу законопроектом предлагается установить возмещение соответствующих затрат, а также законную неустойку за неисполнение сторонами обязательств по трудоустройству.

Учитывая наличие случаев отказа после обучения от трудоустройства в соответствующую организацию как со стороны гражданина, так и со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, такая ответственность представляется обоснованной, поскольку значимость целевого приема обусловлена необходимостью кадрового обеспечения экономики квалифицированными кадрами, обеспечения их закрепления в конкретных регионах и организациях, то есть интересами не только сторон конкретного договора, но и государства в целом.
Директор Департамента развития профессионального образования Г.В.Шепелев