НАШ ОТВЕТ COVID-19

Новости

12.11.2020

Минобрнауки России в письме Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Рябко Т.В. от 21 октября 2020 г. № МН-05/20382 дает разъяснения о правовом регулировании осуществления зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ

 
Ссылка на документ:
 
 
 
 
 
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 2020 г. N МН-5/18325
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в связи с поступающими вопросами о правовом регулировании осуществления зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьей 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) обучающиеся имеют академическое право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 1 июля 2020 г.) установлено полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по утверждению порядка результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность утвержден приказом Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 845/369 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2020 г., регистрационный N 59557) (далее - Порядок, зачет).
Порядком установлена процедура проведения зачета, в том числе лица, имеющие право обращаться с заявлением о проведении зачета, документы, которыми подтверждаются результаты пройденного обучения, основания осуществления зачета, возможность оценивания результатов пройденного обучения, последствия проведения зачета.
Порядок не регулирует процедуру зачета в рамках реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения. Порядок применяется при зачете результатов уже освоенной обучающимся ранее образовательной программы (ее части).
В соответствии со статьей 15 Закона об образовании сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
При сетевой форме реализации образовательной программы организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализуется одна единая образовательная программа в соответствии с заключенным договором. Результаты промежуточной аттестации, проводимой организацией - стороной договора, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе в целом и не требуют зачета в другой организации (пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391).
 
В целях проведения процедуры зачета порядок предусматривает необходимость разработки и утверждения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, локальных нормативных актов, устанавливающих:
1) форму и порядок подачи обучающимся заявления, в том числе возможность его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2 Порядка);
2) порядок зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании и (или) о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также подтверждаемых документами об обучении, выданными иностранными организациями (пункт 3 Порядка);
3) процедуру установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы, в том числе случаи при которых проводится оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (пункт 6 Порядка);
4) порядок перевода обучающихся, которым произведен зачет, на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение (пункт 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании, пункт 8 Порядка).
Локальные нормативные акты, регулирующие вопросы зачета, принимаются с учетом мнения советов обучающихся в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона об образовании.
 
В соответствии с Порядком выделяются следующие этапы проведения зачета.
1. Подача заявления обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося с необходимыми документами
Согласно пункту 2 Порядка зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. При этом, на основании пункта 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать с учетом мнения ребенка формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность до завершения получения ребенком основного общего образования.
Таким образом, родители несовершеннолетних обучающихся осуществляют подачу заявления о зачете результатов обучения, в случае, если обучающиеся не получили основного общего образования. В остальных случаях (при получении высшего образования - во всех случаях) с заявлением об осуществлении зачета обращаются сами обучающиеся, в том числе несовершеннолетние.
Форма и порядок подачи заявления с обязательной возможностью его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании пункта 2 Порядка.
2. Рассмотрение заявления и документов
Согласно пункту 2 Порядка зачет осуществляется на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:
а) документа об образовании и (или) о квалификации, в том числе об образовании и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
б) документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения; документа, выданного иностранными организациями (справка, академическая справка и иной документ).
Право на зачет дает обучение и соответственно документы, полученные в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.
Российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны иметь лицензию.
Относительно иностранных документов об образовании и (или) о квалификации следует отметить следующее.
Согласно части 3 статьи 107 Закона об образовании в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка зачет может осуществляться и на основании документов об образовании и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Закона об образовании, а также результаты пройденного обучения могут подтверждаться документами об обучении, выданными иностранными организациями. Организация должна установить локальным нормативным актом порядок зачета на основании таких документов (пункт 3 Порядка).
Порядком не установлена обязательность предоставления заявителем иных документов, кроме указанных в пункте 2 Порядка. Дополнительные документы могут быть предоставлены по инициативе обучающегося.
Если представленные документы не соответствуют требованиям, они возвращаются заявителю, в порядке установленном локальным нормативным актом организации.
3. Сопоставление результатов обучения
В соответствии с пунктом 4 Порядка зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).
Организация производит зачет при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (пункт 6 Порядка).
При этом организация самостоятельно решает вопросы соответствия результатов обучения, в том числе в части названия учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, количества часов (зачетных единиц) на изучение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, формы промежуточной аттестации (и ее оценивания), возможности зачета результатов, полученных по программам разного уровня, видов и направленности.
Процедура проведения соответствия результатов обучения определяется организацией в локальном нормативном акте.
При этом целесообразно учитывать, что названия учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ могут текстуально не совпадать, но быть равнозначными или включающими соответствующее наименование. Объем пройденного обучения также может не совпадать, но должен позволять достигнуть планируемых результатов. Допускается зачет результатов обучения, полученного по образовательным программам разного уровня, видов. Например, результаты обучения по программам среднего профессионального образования могут быть зачтены в качестве результатов обучения по программам бакалавриата, программам специалитета.
Зачет может быть осуществлен в отношении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ (их частей), по которым учебным планом предусмотрена промежуточная аттестация, поскольку зачтенные результаты пройденного обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (пункт 7 Порядка), Однако зачету не подлежат результаты итоговой (государственной итоговой аттестации) (пункт 5 Порядка).
4. Оценивание результатов обучения
В случае, когда произвести установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы только на основании представленных документов затруднительно или невозможно, организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной
Оценивание не является обязательным при проведении зачета, проводится по усмотрению организации. Случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения, определяются локальным нормативным актом организации.
5. Принятие решения о зачете (об отказе в зачете) и уведомление обучающегося
Решение о зачете (отказе в зачете) должно быть оформлено в порядке, установленном локальным нормативным актом организации, например, приказом уполномоченного лица организации либо протоколом заседания комиссии.
Сроки принятия решения о зачете (об отказе в зачете) устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Однако следует исходить из разумности указанных сроков. Зачет, по возможности, должен быть проведен до начала освоения обучающимся соответствующего компонента образовательной программы.
Согласно пункту 10 Порядка не допускается взимание платы с обучающихся за установление соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы и зачет результатов.
Согласно пункту 9 Порядка при установлении несоответствия результатов пройденного обучения по освоенной ранее обучающимся образовательной программе (ее части) требованиям к планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы организация отказывает обучающемуся в зачете. Решение об отказе в письменной форме или в форме электронного документа с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней направляется обучающемуся.
6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами организации (пункт 8 Порядка).
Перевод на обучение по индивидуальному плану в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании является обязательным при зачете, поскольку обучающийся осваивает образовательную программу не в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы (компоненты, по которым произведен зачет, не осваиваются).
 
 
Директор Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В.РЯБКО