НАШ ОТВЕТ COVID-19

Новости

11.11.2020

Минобрнауки России в письме Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Рябко Т.В. от 21 октября 2020 г. № МН-5/20382 дает разъяснения о правовом регулировании осуществления зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ

 
 
Ссылка на документ:
 
 
 
 
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 октября 2020 г. N МН-5/20382

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в связи с поступающими вопросами о правовом регулировании осуществления зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьей 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) обучающиеся имеют академическое право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 1 июля 2020 г.) установлено полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по утверждению порядка результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 845/369 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2020 г., регистрационный N 59557) (далее - соответственно Порядок, зачет).
Порядком установлена процедура проведения зачета, в том числе лица, имеющие право обращаться с заявлением о проведении зачета, документы, которыми подтверждаются результаты пройденного обучения, основания осуществления зачета, возможность оценивания результатов пройденного обучения, последствия проведения зачета.
Порядок не регулирует процедуру зачета в рамках реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения. Порядок применяется при зачете результатов уже освоенной обучающимся ранее образовательной программы (ее части).
В соответствии со статьей 15 Закона об образовании сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
При сетевой форме реализации образовательной программы организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализуется одна единая образовательная программа в соответствии с заключенным договором. Результаты промежуточной аттестации, проводимой организацией - стороной договора, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе в целом и не требуют зачета в другой организации (пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391).
В целях проведения процедуры зачета порядок предусматривает необходимость разработки и утверждения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, локальных нормативных актов, устанавливающих:
1) форму и порядок подачи обучающимся заявления, в том числе возможность его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2 Порядка);
2) порядок зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании и (или) о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Закона об образовании, а также подтверждаемых документами об обучении, выданными иностранными организациями (пункт 3 Порядка);
3) процедуру установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы, в том числе случаи, при которых проводится оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (пункт 6 Порядка);
4) порядок перевода обучающихся, которым произведен зачет, на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение (пункт 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании, пункт 8 Порядка).
Локальные нормативные акты, регулирующие вопросы зачета, принимаются с учетом мнения советов обучающихся в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона об образовании.
В соответствии с Порядком выделяются следующие этапы проведения зачета.

1. Подача заявления обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося с необходимыми документами
Согласно пункту 2 Порядка зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. При этом, на основании пункта 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать с учетом мнения ребенка формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность до завершения получения ребенком основного общего образования.
Таким образом, родители несовершеннолетних обучающихся осуществляют подачу заявления о зачете результатов обучения, в случае, если обучающиеся не получили основного общего образования. В остальных случаях (при получении высшего образования - во всех случаях) с заявлением об осуществлении зачета обращаются сами обучающиеся, в том числе несовершеннолетние.
Форма и порядок подачи заявления с обязательной возможностью его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании пункта 2 Порядка.

2. Рассмотрение заявления и документов
Согласно пункту 2 Порядка зачет осуществляется на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:
а) документа об образовании и (или) о квалификации, в том числе об образовании и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
б) документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения; документа, выданного иностранными организациями (справка, академическая справка и иной документ).
Право на зачет дает обучение и соответственно документы, полученные в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.
Российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны иметь лицензию.
Относительно иностранных документов об образовании и (или) о квалификации следует отметить следующее.
Согласно части 3 статьи 107 Закона об образовании в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка зачет может осуществляться и на основании документов об образовании и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Закона об образовании, а также результаты пройденного обучения могут подтверждаться документами об обучении, выданными иностранными организациями. Организация должна установить локальным нормативным актом порядок зачета на основании таких документов (пункт 3 Порядка).
Порядком не установлена обязательность предоставления заявителем иных документов, кроме указанных в пункте 2 Порядка. Дополнительные документы могут быть предоставлены по инициативе обучающегося.
Если представленные документы не соответствуют требованиям, они возвращаются заявителю, в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

3. Сопоставление результатов обучения
В соответствии с пунктом 4 Порядка зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).
Организация производит зачет при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программе (пункт 6 Порядка).
При этом организация самостоятельно решает вопросы соответствия результатов обучения, в том числе в части названия учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, количества часов (зачетных единиц) на изучение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, формы промежуточной аттестации (и ее оценивания), возможности зачета результатов, полученных по программам разного уровня, видов и направленности.
Процедура проведения соответствия результатов обучения определяется организацией в локальном нормативном акте.
При этом целесообразно учитывать, что названия учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, могут текстуально не совпадать, но быть равнозначным или включающим соответствующее наименование. Объем пройденного обучения также может не совпадать, но должен позволять достигнуть планируемых результатов. Допускается зачет результатов обучения, полученного по образовательным программам разного уровня, видов. Например, результаты обучения по программам среднего профессионального образования могут быть зачтены в качестве результатов обучения по программам бакалавриата, программам специалитета.
Зачет может быть осуществлен в отношении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ (их частей), по которым учебным планом предусмотрена промежуточная аттестация, поскольку зачтенные результаты пройденного обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (пункт 7 Порядка). Однако зачету не подлежат результаты итоговой (государственной итоговой аттестации) (пункт 5 Порядка).

4. Оценивание результатов обучения
В случае, когда произвести установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы только на основании представленных документов затруднительно или невозможно, организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы.
Оценивание не является обязательным при проведении зачета, проводится по усмотрению организации. Случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения определяются локальным нормативным актом организации.

5. Принятие решения о зачете (об отказе в зачете) и уведомление обучающегося
Решение о зачете (отказе в зачете) должно быть оформлено в порядке, установленном локальным нормативным актом организации, например, приказом уполномоченного лица организации либо протоколом заседания комиссии.
Сроки принятия решения о зачете (об отказе в зачете) устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Однако следует исходить из разумности указанных сроков. Зачет, по возможности, должен быть проведен до начала освоения обучающимся соответствующего компонента образовательной программы.
Согласно пункту 10 Порядка не допускается взимание платы с обучающихся за установление соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы и зачет результатов.
Согласно пункту 9 Порядка при установлении несоответствия результатов пройденного обучения по освоенной ранее обучающимся образовательной программе (ее части) требованиям к планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы организация отказывает обучающемуся в зачете. Решение об отказе в письменной форме или в форме электронного документа с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней направляется обучающемуся.

6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами организации (пункт 8 Порядка).
Перевод на обучение по индивидуальному плану в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании является обязательным при зачете, поскольку обучающийся осваивает образовательную программу не в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы (компоненты, по которым произведен зачет, не осваиваются).
Дополнительно Департамент направляет ответы на вопросы, поступившие в рамках вебинара, посвященного вопросам правового регулирования осуществления зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, состоявшегося 16 сентября 2020 г.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В.РЯБКО





Приложение

ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ В РАМКАХ ВЕБИНАРА, ПОСВЯЩЕННОГО
ВОПРОСАМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЧЕТА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ,
КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИКИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СОСТОЯВШЕГОСЯ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 Г.

Сокращения:
Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Порядок, зачет соответственно - Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 845/369;
ВО - высшее образование;
СПО - среднее профессиональное образование.

Вопрос: Допустимо ли определить единым локальным нормативным актом образовательной организации:
- форму и порядок подачи заявления, в том числе в форме электронного документа;
- порядок зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании или о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным Федеральным законом;
- процедуру установления соответствия и формы его проведения?
Ответ: Допустимо единым локальным нормативным актом образовательной организации утвердить форму и порядок подачи заявления, в том числе в форме электронного документа; порядок зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании или о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным Законом об образовании; процедуру установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы, в том числе случаи, при которых проводится оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы; порядок перевода обучающихся, которым произведен зачет, на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение.
Согласно части 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
 
Вопрос: Сохраняется ли требование для зачета дисциплин, что предыдущий документ об образовании не должен быть старше 5 лет?
Ответ: Законодательством об образовании в Российской Федерации, включая Порядок, не установлены ограничения в части срока действия документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями в целях использования их для зачета результатов.
При этом согласно пункту 6 Порядка с целью установления соответствия организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы. Случаи, при которых проходит оценивание, устанавливаются локальным нормативным актом. К таким случаям может быть отнесено и истечение определенного срока действия документа об образовании и (или) о квалификации (например более 5 или 10 лет на усмотрение образовательной организации).
 
Вопрос: В порядке зачета говорится о других образовательных организациях. Что делать, если документ получен в той же организации, в которой студент обучается в данный момент?
Ответ: В случае, если имеется документ об образовании (квалификации), полученный ранее в этой же образовательной организации, необходимо производить зачет в соответствии с Порядком и соответствующими локальными актами организации.
 
Вопрос: Может ли зачет результатов в своей организации осуществляться по зачетной книжке или учебной карточке?
Ответ: Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Закона об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации. Локальным нормативным актом организации может быть установлена возможность зачета результатов, полученных при освоении иных образовательных программ в своей образовательной организации, при этом обучение по ним не было завершено. Результаты могут подтверждаться документами, установленными локальными актами организации (зачетные книжки, ведомости, учебные карточки и др.)
 
Вопрос: Если аспирант обучался по направлению Науки о земле и сдал кандидатские экзамены по иностранному языку и истории философии и науки, то можно ли их перезачесть, если он перевелся на направление 06.06.01 Биологические науки?
Ответ: Результаты обучения, полученные при обучении по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, могут зачтены при обучении на аналогичных по уровню образовательных программах вне зависимости от направлений подготовки и специальностей.
 
Вопрос: Можно ли перезачитывать дисциплины, освоенные в СПО при обучении по программе бакалавриата?
Ответ: Учитывая преемственность образовательных программ при зачете результатов полученных при освоении программ разного уровня и направленности следует исходить из следующего:
результаты обучения по программам СПО могут быть зачтены по программам СПО, бакалавриата и специалитета;
результаты обучения, полученные по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, могут быть зачтены при обучении по программам СПО, бакалавриата, специалитета и магистратуры.
 
Вопрос: Как в дипломе ВО и где можно отразить освоение дисциплин за рубежом?
Ответ: Согласно подпункту "г" пункта 7.10 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2014 г., регистрационный N 31540), в случае, если часть образовательной программы освоена выпускником в процессе обучения по иной образовательной программе, на четвертой странице бланка приложения в разделе 5 "Дополнительные сведения" указываются на отдельной строке - сведения об освоении части образовательной программы в другой организации: слова "Часть образовательной программы в объеме _______________ зачетных единиц освоена в ___________________________." с указанием количества зачетных единиц (цифрами) и полного официального наименования организации.
Таким образом, в документе о высшем образовании и о квалификации можно отразить освоение части образовательной программы в другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе иностранной.
 
Вопрос: Данный порядок распространяется на восстановившихся студентов?
Ответ: Порядок не распространяется на случаи восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок и условия восстановления регулируются иными нормативными актами.
Так, согласно статье 62 Закона об образовании лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.
Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.
 
Вопрос: Если были освоены курсы или дисциплины в период обучения по образовательной программе, можно ли учитывать данные результаты обучения в другой образовательной организации?
Ответ: Результаты обучения, подтвержденные документами, указанными пунктом 2 Порядка, могут быть получены как в период освоения образовательной программы, по которой осуществляет зачет, так и ранее.
 
Вопрос: Распространяется ли пункт 2 Порядка на онлайн-обучение и сертификаты онлайн-платформ?
Как этот порядок соотносится с 816 приказом по онлайн-курсам? В части допуска до промежуточной аттестации?
Ответ: Документ об образовании и (или) о квалификации, документ об обучении, в том числе справка об обучении или о периоде обучения, документ, выданный иностранными организациями, могут быть использованы в целях зачета в независимости от того, в каких формах была освоена образовательная программа (ее часть), а также применялось или нет электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Однако, Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226) (далее - Порядок), в части зачета результатов, полученных при обучении на онлайн-курсах, устанавливает специальную норму по отношению к общему порядку установленному Порядком зачета и как следствие подлежит применению при зачете таких результатов.
Так, согласно пункту 8 Порядка организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.
 
Вопрос: Если заочник работает по профилю, то можно зачесть как практику?
Ответ: Порядок регулирует процедуру зачета результатов обучения, полученных в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Соответственно выполнение работ, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью, на основании трудового договора в организации, не осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть расценены как результаты прохождения практики.
В соответствии с пунктом 8 Положения о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г. N 59778), обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики.
Практика осуществляется на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, примерная форма которого утверждена вышеуказанным приказом.
 
Вопрос: В Приложении к диплому мы прописываем наименование дисциплины как в нашем плане или как эта дисциплина называлась в справке об обучении?
Ответ: Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, дополнительные образовательные программы зачитываются с наименованием, предусмотренным учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность, которая осуществляла зачет.
 
Вопрос: Правильно ли мы поняли, что данный порядок не распространяется на случаи перевода из других образовательных организаций?
Ответ: Порядок не распространяется на случаи перевода из других образовательных организаций. Согласно пункту 15 части 1 статьи 34 Закона об образовании перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, осуществляется в порядке, предусмотренном в зависимости от уровня образовательных программ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Так, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 124 утвержден Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2017 г., регистрационный N 46619) (далее - Порядок перевода).
Порядок перевода устанавливает процедуру перевода, в том числе перечень документов, порядок перезачета и переаттестации результатов обучения.
 
Вопрос: В Порядке перевода обучающихся в другую образовательную организацию есть процедура переаттестации. Правильно ли понимать, что существующая процедура переаттестации в вузе и есть оценивание? Или все-таки это разные процедуры?
Ответ: Согласно пункту 12 Порядка перевода на основании заявления о переводе принимающая организация не позднее 14 календарных дней со дня подачи заявления о переводе в соответствии с Порядком перевода оценивает полученные документы на предмет соответствия обучающегося требованиям, предусмотренным Порядком перевода, и определения перечней изученных учебных дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований, которые в случае перевода обучающегося будут перезачтены или переаттестованы в порядке, установленном принимающей организацией, и определяет период, с которого обучающийся в случае перевода будет допущен к обучению.
В процессе перевода осуществляется оценивание документов на предмет определения перечней изученных учебных дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований, которые в случае перевода обучающегося будут перезачтены или переаттестованы. Оценивание в рамках Порядка зачета предусматривает оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (пункт 6 Порядка).
Таким образом, процедуры оценивания в рамках Порядка зачета и Порядка перевода различные процедуры. Переаттестация и перезачет изученных учебных дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований являются итогом оценивания в процедуре перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую. При этом, если по дисциплине была промежуточная аттестация, то осуществляется перезачет, если проведена итоговая (государственная итоговая) аттестация, соответственно проходит переаттестация.
Порядком зачета запрещен зачет результатов, полученных в рамках итоговой (государственной итоговой) аттестации (пункт 5 Порядка), результаты обучения могут быть зачтены только как результаты промежуточной аттестации.