Мероприятия

08.12.2011 - 08.12.2011

Научно-методический совет Минобрнауки России по Физике публикует отчет о своей деятельности

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ФИЗИКЕ

ЗА 2009 - 2010 гг.

 

Деятельность Научно-методического совета (НМС) по физике после заседания Президиума в феврале 2009 года протекала в сложных условиях ускоренного реформирования российской системы высшего и среднего общего и профессионального образования, целью которого, в первую очередь, следует считать интеграцию России в общеевропейское образовательное пространство. В последние два года эта деятельность вступила в фазу конкретной технической реализации Россией механизмов создания единой европейской системы высшего профессионального образования (ВПО). В настоящее время фактически действует нормативная база двухуровневой системы ВПО, в том числе разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3-го поколения), основанные на компетентностном подходе к квалификационным характеристикам выпускников, на кредитно-модульной системе организации учебного процесса и т.д. Следует отметить, что переход на ФГОС-3 сопровождается уменьшением трудоемкости естественнонаучных дисциплин, в том числе математики и физики, особенно на начальном этапе обучения в вузах. Фактически ликвидирована дисциплина «Концепции современного естествознания», составляющая основу естественнонаучного компонента подготовки бакалавров в гуманитарных и социально-экономических областях. В связи с этим в педагогическом сообществе, по-прежнему, сохраняется мнение о высокой вероятности потери Россией ведущих позиций в области фундаментального образования.

Негативные процессы происходят и в средней школе. В обсуждаемом сейчас Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы предлагается изучать только четыре обязательных предмета (Россия в мире, ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект). Остальные предметы, в том числе математика, физика, история, русский язык и другие школьники могут выбирать по своему усмотрению. Результат уже известен. С 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал обязательным для поступления в вуз. Но физику как предмет, по которому сдается ЕГЭ, выбрали очень немногие выпускники средней школы, да и те показали весьма низкий балл. Очевидным является сейчас резкое снижение уровня подготовки школьников по физике, которое требует существенного пересмотра программы и методики преподавания вузовской физики. Эти и многие другие вопросы требуют безотлагательной реакции Научно-методического совета по физике, который пока еще сохраняет кредит доверия в научно-педагогическом сообществе.

 

Деятельность НМС по физике в отчетный период была сосредоточена на:

1) разработке структуры, содержания и примерных программ дисциплины «Физика», являющейся федеральным компонентом цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО),

2) разработке и экспертизе типового учебно-лабораторного и демонстрационного оборудования по физике,

3) создании учебно-методической базы довузовской подготовки по физике,

4) формировании перспективных планов издания и переработки действующих учебников и учебных пособий по физике, подготовке заключений на учебные издания, представленные к присвоению грифа,

5) разработке рекомендаций по структуре и содержанию тестов по физике в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Федерального Интернет-тестирования базовых знаний, которое проводится Росаккредагентством.

6) проведении оценки планов и результатов научно-методических разработок по вопросам организации учебного процесса и т.д.

Для организации этой работы в составе НМС по физике существуют четыре секции («Физическое образование в классических университетах», «Физическое образование в технических вузах», «Физическое образование в педагогических вузах», «Физическое образование в медицинских и сельскохозяйственных вузах») и пять постоянно действующих комиссий («Довузовская подготовка в области физического образования», «Учебный физический эксперимент», «Информационные технологии в системе физического образования», «Учебная литература и редакционно-издательская деятельность в сфере физического образования», «Переподготовка и повышение квалификации преподавателей физики»). В состав Президиума, секций и комиссий НМС по физике входят около 150 авторитетных ученых ведущих вузов страны, представляющих все регионы России. Председателем НМС по физике является академик РАН Ж.И.Алферов.

 

Основными показателями деятельности НМС по физике в 2009-2010 гг. являются следующие.

  1. НМС по физике активно участвовал в организации и проведении масштабных научно-методических конференций, таких как «Физика в системе современного физического образования» (2009, Санкт-Петербург), «Современный физический практикум» (2010, Минск), играющих важную интегрирующую роль в сохранении и развитии уровня фундаментального физического образования в России. Существенную координирующую роль играл НМС по физике при подготовке научно-методических конференций, совещаний, школ-семинаров, организуемых секциями Совета. Примерами могут служить ежегодные конференции по проблемам преподавания физики, проводимых Ассоциацией технических вузов России (Москва, МАИ), конференции по проблемам физического образования студентов педагогических направлений и специальностей (Санкт-Петербург, РГПУ).
  2. Совместно с НМС по математике и НМС по информатике НМС по физике активно участвовал в организации международных конференций «Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования» «Математика, информатика, физика, их приложения и роль в образовании»,  (Москва, РУДН, 2009),  «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство» (2010, Плоцк, Польша). Кроме того, секции НМС по физике постоянно проводили организационную и научно-методическую работу на местах, инициируя университетские, городские, республиканские конференции, выезды в сельские районы с лекциями о современных проблемах физики, участвуя в организации олимпиад и т.п. Большинство таких конференций сопровождалось изданием тезисов докладов, трудов и материалов. Следует также отметить важную роль журнала «Физическое образование в вузах» в публикации материалов этих конференций.
  3. Активно велась работа по формированию перспективных планов издания и переработки существующих учебников и учебных пособий по физике. Члены Президиума НМС по физике входят в редакционно-издательские советы, общественные редколлегии таких известных издательств как ФИЗМАТЛИТ, «ЛАНЬ», «ВЫСШАЯ ШКОЛА» и другие. В настоящее время издательством «ЛАНЬ» при непосредственном участии НМС по физике продолжается публикация учебников и учебных пособий серии «Классическая учебная литература по физике». В 2009 году эта серия получила награду Правительства Санкт-Петербурга, став победителем в номинации «Лучшие товары в Санкт-Петербурге».
  4. Большую конкретную работу НМС по физике проводит по рецензированию учебных изданий, представленных к присвоению грифа Минобразования и науки России. За последние два года 15 учебных изданий рекомендовано к присвоению грифа Министерства образования и науки России и грифа НМС по физике.
  5. НМС по физике сотрудничает с Федеральным институтом педагогических измерений по вопросу совершенствования структуры и содержания тестов по физике в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ). Формируя объективную позицию по этому вопросу, НМС по физике стремится к тому, чтобы усилить положительные стороны этой формы итоговой аттестации. Конкретным результатом этой работы стало утверждение кодификатора элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ, экспертиза качества этих контрольных материалов.
  6. НМС по физике активно включился в анализ деятельности Федерального экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), который проводится Росаккредагентством (г. Йошкар-Ола) в форме Интернет-тестирования базовых знаний.
  7. Одним из острых вопросов, находящихся в поле зрения НМС по физике, является содержание и трудоемкость дисциплины «Физика» как федерального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. В связи с этим можно отметить конкретную роль членов Президиума НМС по физике в разработке Требований к ФГОС-3 и Примерной программы по физике для разных направлений подготовки бакалавриата.
  8. Активно работает Комиссия по физическому эксперименту. Разработаны «Требования к оснащению физического практикума», проведен анализ состояния лабораторного практикума и демонстрационного оборудования в вузах. При участии этой комиссии, а также российских и зарубежных (в первую очередь, PHYWE) фирм-производителей учебного оборудования на всех крупных научно-методических конференциях были организованы выставки современного оборудования для лабораторных физических практикумов и лекционных демонстраций по физике. Результатом этого является заметное повышение внимания со стороны профессоров, преподавателей высшей и средней школы к экспериментальному компоненту физического образования и повышение технического и методического уровня физических кабинетов и лабораторий физического практикума.
  9. Финансовое обеспечение деятельности Совета осуществлялось за счет средств Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, а также средств, полученных по договорам о рецензировании учебных изданий, которые аккумулировались на специальном счете в СПбГПУ. Расходы на функционирование НМС по физике складывались в основном из затрат на рецензирование, на командировки, приобретение канцелярских принадлежностей и проведение заседаний Президиума НМС по физике.

 

За отчетный период  в деятельности НМС по физике за отчетный период имел место ряд недостатков.

1. НМС по физике, по-прежнему, недостаточно активно принимал участие в планировании и выполнении научно-методических работ по линии Министерства образования и науки России, хотя некоторые члены Совета эту работу выполняли по инициативе своих вузов и УМО. То же самое можно сказать и об участии НМС по физике в экспертных советах Минобразования и науки России в области физического образования.

2. Мало внимания уделялось популяризации физических знаний среди населения, противодействию проникновения в общество антинаучных представлений и предрассудков.

3. Требует усиления издательская деятельность НМС по физике (бюллетени, научно-методические сборники и т.п.), отражающая различные направления работы Совета и формирующая его позицию по актуальным вопросам реформы образовательной системы России, в частности, по интеграции России в европейское образовательное пространство.

4. Недостаточной следует признать взаимодействие НМС по физике с Координационным советом по ЕН-циклу Минобрнауки России и УМО по различным направлениям подготовки бакалавров и дипломированных специалистов.

 

Какие задачи и направления деятельности НМС по физике следует признать особенно актуальными в настоящее время?

  1. Реализация концепции «бакалавр-специалист» и «магистр-специалист» приведет к сокращению фундаментального компонента ВПО. Основанием для такого мнения является уменьшение более чем на треть трудоемкости (в том числе объема аудиторных занятий) дисциплин общего математического и естественнонаучного цикла. В связи с этим очень важно продолжить работу по формированию нормативных документов, определяющих минимальную трудоемкость и содержание дисциплины «Физика» в требованиях к ФГОС-3. При этом следует учитывать современную систему уровневых индикаторов (базовый – промежуточный – продвинутый – специализированный) и типовых характеристик курсов (основной – поддерживающий – факультативный). Наряду с этим следует активизировать поиск и совершенствование образовательных технологий и методов оценки качества результатов учебного процесса, в том числе с учетом требований к компетентностным качествам обучаемого на выходе образовательного процесса.
  2. Важным направлением деятельности Совета следует считать изучение и распространение передового российского и зарубежного опыта преподавания физики в высшей и средней школе.
  3. Требуется усилить непосредственное участие НМС по физике в разработке планов НИР по проблемам методики преподавания физики и другим проблемам образования по линии Министерства образования и науки России, а также организовать выполнение таких НИР под эгидой НМС по физике.
  4. Следует активизировать экспертизу научных, научно-методических разработок учебной литературы, образцов и комплектов лабораторного и демонстрационного оборудования, в том числе в связи с присвоением грифов НМС по физике и грифов Министерства образования и науки РФ.
  5. Требует усиления организационная работа НМС по физике. Следует активнее участвовать в организации и проведении научно-методических конференций и семинаров различного уровня. По-прежнему актуальным является организация совещаний заведующих кафедрами физики вузов России, осуществление научно-методической координации деятельности региональных и городских методических объединений преподавателей физики.