Мероприятия

11.05.2018 - 11.05.2018

Совместное заседание Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов - Оценка качества и аккредитация в системе высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

В заседании приняли участие представители (ректоры и проректоры) почти сорока вузов. Как отметил помощник Президента России Андрей Фурсенко, существующие сегодня подходы к государственной аккредитации вузов не мотивируют их на улучшение показателей, не учитывают и даже подавляют новации, работая «на усреднение». Это приводит к понижению качества лучших и фактически «фиксирует систему позавчерашнего дня». Но не стоит ожидать, что новую систему разработает Рособрнадзор, точно так же, как нельзя требовать от контролера в трамвае создания новой системы логистики, он всего лишь проверяет билеты. Андрей Фурсенко считает, что ответственность по разработке новой системы должны взять на себя представители ведущих вузов, и сейчас для этого подходящий момент.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил за отмену аккредитации вузов. Он считает, что столь архаичных систем в других отраслях уже не осталось — достаточно лицензирования, независимого надзора и контроля. «Нужно создать новую нормативную базу для добросовестной конкуренции с мощным надзором, уменьшить количество процедур и сделать их более объективными там, где это возможно, — обратился он к ректорам, участвовавшим в заседании. — Мы за то, чтобы эту систему сделать. Как лучше сделать — должны сказать вы».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям Александр Шохин отметил важность участия объединений работодателей в оценке качества образования. Тема трансформации требований профессиональных стандартов в систему высшего и профессионального образования была обозначена еще в майских указах Владимира Путина 2012 года, и поставленные задачи выполняются. В частности, образовательные стандарты разрабатываются и обновляются с учетом требований профессиональных стандартов. По мнению Шохина, необходимо активнее использовать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, когда программы оцениваются объединениями работодателей и уполномоченными ими организациями.

Необходимо отказаться от существующей системы государственной аккредитации, которая во многом дублирует лицензирование, при этом контроль и надзор следует сохранить

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что в последние 15 лет система оценки качества образования стала избыточной. Конечно, Рособрнадзор под руководством Сергея Кравцова добился успехов в организации ЕГЭ, обеспечив рост доверия к этой процедуре оценки. Однако система лицензирования и аккредитации вузов по-прежнему работает плохо.

В частности, комиссии, приезжающие в вузы, состоят не из самых сильных экспертов, проверка качества подготовки студентов в процедуру аккредитации не входит, и аккредитация не дает достоверных сигналов потребителям о качестве той или иной образовательной программы. Вузы вынуждены нанимать специальных людей для взаимодействия с Рособрнадзором (есть пример, когда для аккредитации одной бакалаврской программы было подготовлено 212 документов на 2831 листах). Все это происходит на фоне постоянного обновления технологий и усиления роли образования в глобальной конкуренции за человеческий капитал.

От имени Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов Ярослав Кузьминов предложил разработать дорожную карту перехода к новой системе оценки качества образования.

В частности, необходимо отказаться от существующей системы государственной аккредитации, которая во многом дублирует лицензирование, при этом контроль и надзор следует сохранить. Эксперты уполномоченных Рособрнадзором организаций, приходя в вуз, должны случайным образом определять группу студентов для сдачи экзамена, определяющего наличие у них знаний по тем или иным базовым дисциплинам. Для студентов этот экзамен не должен иметь последствий, а качество образовательной программы его результаты определить помогут, считает ректор ВШЭ.

По мнению Ярослава Кузьминова, процедура оценки вузов не должна быть исключительно государственной — необходимо привлекать к этой работе объединения работодателей, учитывать результаты независимых профессиональных экзаменов, которые с каждым годом охватывают все больше отраслей. От бинарной оценки качества (вуз или получает аккредитацию, или не получает) нужно перейти к градуированной, когда качество оценивается как очень высокое, достаточно высокое, среднее или «с вопросами». В последнем случае вузы должны иметь возможность исправить ситуацию. Оценка качества образования должна быть прозрачна для тех, кого проверяют и ранжируют, подчеркнул ректор ВШЭ.

Председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил обратиться с предложениями о переходе к новой системе оценки качества образования к Президенту России Владимиру Путину. Для ее создания ведущие вузы готовы привлечь свои репутационные и кадровые ресурсы, добавил Ярослав Кузьминов.

Источник

https://www.hse.ru

 

 

Чем Рособрнадзор похож на контролера в троллейбусе, кто должен оценивать профессиональную подготовку выпускников вузов, почему слабые вузы проходят аккредитацию, а сильные могут ее лишиться, зачем ТГУ пришлось заполнять сотни тысяч листов документов и что с этим делать, читайте в репортаже Indicator.Ru с совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов.

Несмотря на в чем-то похожие названия и цели: повышение качества российского образования, научных исследований, инновационной деятельности, конкурентоспособности отечественных вузов на международной арене — обе ассоциации не идентичны и вузы в них входят не одни и те же. В Ассоциацию «Глобальные университеты» входят вузы Проекта «5-100», всего их 21. В Ассоциации ведущих университетов их побольше: она объединяет МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, все федеральные и научно-исследовательские университеты, а также МГИМО, РАНХиГС, РУДН, ЛЭТИ и Финансовый университет при Правительстве РФ.

Проблемы, однако, у них схожи, и одну из самых наболевших — проверку деятельности образовательных организаций — представители ассоциаций решили обсудить вместе. Кроме ректоров вузов в совместном заседании участвовали помощник президента Андрей Фурсенко, замминистра образования и науки Григорий Трубников, руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и другие заинтересованные чиновники.

Навстречу запросам рынка

Первым выступал Андрей Фурсенко. Он начал с того, что Союз ректоров (встреча которого прошла 26 апреля) слишком велик, чтобы выносить конкретные решения и вести конструктивные обсуждения по конкретным темам. Одной из таких тем, к тому же очень болезненной, стала оценка качества образования и аккредитация вузов Рособрнадзором. Здесь глобальные рейтинги отчасти становятся инструментами манипуляции, а оценщики из Рособрнадзора раздают места и «пинают» отстающих, тогда как гораздо важнее разобраться в причинах успехов и неудач, чем создавать иерархию вузов.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев начал с того, что сейчас входной барьер аккредитации понижен и его могут преодолеть даже очень плохие вузы. Сама процедура непрозрачна, а аккредитация дублирует лицензирование. «Была бы моя воля, я бы аккредитацию убрал в принципе. Оставил бы лицензирование, изменил его правила», — признался Артемьев. Он предложил ввести тестовые проверки для студентов, похожие на ЕГЭ, и проводить их на случайных выборках.

695eec0172fa9fa06e2ef62d4f4b45fbfc942051
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев
Сергей Савостьянов/ТАСС

Следующим выступал Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Он сразу заострил внимание на том, что ему ближе, — оценке профессиональной квалификации, по которой можно было бы судить о качестве выпускников. Больше всего, по его мнению, заинтересованы в этом прямые «заказчики» — компании на рынке труда, нуждающиеся в будущем в хороших кадрах. С этим тезисом чуть позже согласятся практически все, ведь именно работодатели лучше всех знают, что требуется от выпускников.

Если оценка будет опираться на нормативную базу в виде ФЗ «О независимой оценке квалификации» и ряд приказов, которые сейчас существуют по этой теме, проверки и экзамены на уровень квалификации дадут срез готовности студентов к современным требованиям определенных профессий, считает Шохин. Однако кто знает, чего будет рынок требовать от студентов через пять лет, к их выпуску? Кроме того, трудно во время проверки непросто дифференцировать уровни квалификаций и выбрать, чего ожидать от студентов.

«Хотел бы посмотреть в завтрашний день»

«Я бы предложила дополнить логику и обсуждение, которое предстоит, не только учетом потребностей существующих рынков и существующих проектов, но и тех будущих проектов, которые мы ожидаем в результате работы наших ведущих вузов и их программ развития. А именно: учитывать все, что связано с патентами, с патентными заявками, с продажей лицензий и патентов, с количеством иностранцев в аспирантуре», — предложила свои критерии Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда «Талант и успех».

3f0772c0f6e07fa5513d5c217517b3634f8d2464
Глава фонда «Талант и успех» Елена Шмелева
Нина Зотина/РИА Новости

«Всячески поддерживаю, но хотел бы посмотреть в завтрашний день, — отозвался об идее Шохина Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета. — Нет технического заказа сегодня на ту систему, которая в будущем будет. Мы тормоз прорыва». По его словам, сбалансировать такую систему контроля помогла бы помощь государства. С предложением о государственно-профессиональном контроле согласился и Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ и председатель Совета Ассоциации «Глобальные университеты». Он назвал сферу образовательных услуг в России «рынком доверительного товара». А поскольку доверие покоится на авторитетах, именно авторитет государства и должен служить чем-то вроде знака качества.

Критериями для оценки образования ректор НИУ ВШЭ назвал качество приема, качество научной и проектной работы (сюда входят и различные наукометрические показатели, в том числе и количество публикаций, цитирований, финансирование НИР и НИОКР на одного преподавателя/студента), качество кадров, результаты независимой оценки и средний заработок выпускников. Он отметил, что все эти критерии уже используются в мониторинге Минобрнауки, но никто из «простых смертных» не знает их. В качестве риторического приема Кузьминов попросил журналистов, знающих про эти показатели, поднять руки. Повисло напряженное молчание — все представители прессы сидели в другой аудитории и смотрели трансляцию встречи.

Это должно было стать иллюстрацией еще одной проблемы существующей системы аккредитации — непрозрачности. Несмотря на некоторую комичность примера про журналистов, важность проблемы никто не оспаривал. Как ни старайся приводить требования к студентам в соответствие с идеальным представлением компаний и государства о профессионалах, если самих критериев оценки не будут знать и понимать вузы, студенты и их родители, пройти аккредитацию будет практически невозможно. Это подчеркнул и заместитель министра образования и науки Григорий Трубников, хотя он и поддержал идею Фокина про оценку со стороны работодателей. Однако эту мысль тоже нельзя абсолютизировать, ведь у университета, по мнению Трубникова, есть три главные цели, в которые, помимо образования и развития необходимых навыков, входят также рост уровня цивилизации и поставка индивидуального капитала для экономики. А как их воплотить в жизнь и контролировать, еще предстоит разобраться. «Наша роль — послушать как можно больше мнений, Министерство открыто для предложений и идей», — завершил Григорий Трубников.

9b2e2931009bdd063bf49dc7a11ff01cf7578a5e
Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников
Григорий Сысоев/РИА Новости

«Неэкспертное» мнение

Другие участники обсуждения заострили внимание на качестве экспертизы. Если критерии размытые и не градуированные (не разделены по баллам, шкале), а бинарные (предполагают только ответы «да» и «нет»), вся тяжесть решения ложится на плечи экспертов. Но эксперты сами пришли из определенных вузов, где у них сложилось вполне однозначное впечатление о том, как следует работать. В каждом университете есть своя система: где-то факультеты четко распределены по конкретным корпусам или этажам, где-то пары у студентов с разных факультетов могут проходить в одном здании; одни вузы в работе всецело ориентируются на ФГОСы, у других могут быть свои собственные образовательные стандарты, и не все эксперты могут представлять, как это работает на юридическом уровне. Получается, что эксперты лишь пытаются тиражировать модель, принятую в их вузах, и могут говорить с проверяющими на разных языках.

Апофеоз проблемы качества экспертов и проблемы непрозрачности критериев может вырождаться и вовсе в уродливые формы, примеры которых привел Илья Дементьев, руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор СПбГУ. Есть случаи, когда соответствие программ и стандартов устанавливаются на уровне соответствия текстов и отдельных словесных конструкций, что равнозначно следованию букве критерия без понимания смысла. Другой пример, зачастую не менее болезненный, — это пропаганда ЗОЖ в вузе. Оказывается, чаще всего эксперты смотрят лишь на то, существует ли приказ о такой пропаганде, а разбираться в смысле отдельных мероприятий не удосуживаются.

За такие нелепые минусы вполне достойный вуз могут лишить аккредитации, причем доказать свою правоту ему придется через суд, что займет месяцы и нанесет огромный урон его репутации и статусу. По мнению Дементьева, систему урегулирования таких конфликтов необходимо создать, а вузам нужно дать шанс исправиться, тем более что в ряде случаев их вины в создавшейся ситуации нет. Еще проректор вспомнил опыт начала двухтысячных, когда результаты аккредитации в сжатой форме рассылались всем ректорам, чтобы они могли избежать ошибок и досадных недоразумений.

Рособрнадзор как контролер в трамвае

Такая организация контроля, как заявил спешащий уходить Андрей Фурсенко, «не учитывает инноваций и мотивирует вузы не на улучшение работы, а только на усреднение, фиксацию системы позавчерашнего дня». В итоге вузы не подтягиваются за лидерами, а наоборот, передовые организации тянет вниз мертвый груз отстающих. Он поблагодарил Рособрнадзор за огромную проделанную работу, в результате которой была принята система государственных экзаменов, развито доверие к ней. «Но нельзя контролеру в трамвае предлагать разрабатывать новую систему организации логистики, — подчеркнул помощник президента. — Его задача именно контролировать».

7d2b114a27377b18cdd3c89a33ef3399c93794b2
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко
Сергей Фадеичев/ТАСС

«Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой. Нужно брать на себя ответственность», — завершил Фурсенко на патетической ноте, призвав собравшихся к действию, и удалился, словно герой пьесы после драматичного монолога.

Собравшиеся продолжили обсуждать проблемы аккредитации в вузах, сопровождая их яркими и даже шокирующими историями. Виктор Демин, проректор по учебной работе ТГУ, рассказал о 20 000 страниц только заявлений на аккредитацию 241 программы, которых пришлось написать его университету. В сумме же описания и документы этих программ для аккредитации заняли 120 000 страниц. Проректор СПбПУ Елена Разинкина рассказала, что в ее университете нужно аккредитовать целых 1500 программ.

Еще несколько камней полетело в огород несостоятельных экспертов. Выяснилось, что если они проводят письменные экзамены у студентов, то оценки распределяются согласно статистическим законам, а на устных опросах все студенты получают четверки и пятерки.

Что делать?

Перечислять проблемы можно вечно, но что же предложили участники обсуждения? Для начала, по их мнению, нужно отказаться от существующей системы оценивания, которая основана на бюрократии и избыточной документации и к тому же дублирует лицензирование. Вместо слова «аккредитация» участники обсуждения предложили более подходящий, по их мнению, термин — «мониторинг». Проверки экспертами из Рособрнадзора предложили заменить на проверки ассоциациями и федеральными методическими объединениями, которые будет формировать Рособрнадзор. Сам контроль отныне предложили проводить с помощью государственно-профессионального механизма, привлекая работодателей (профессиональные ассоциации, Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям) и представителей образовательно-профессионального сообщества (под которыми подразумеваются, например, Координационные советы по областям знаний).

Саму систему оценивания предложили сделать градуированной, а не бинарной, а для самой оценки использовать внешние по отношению к вузам данные: качество приема, научной и проектной работы, качество кадров и ресурсов образования, а также результаты независимого тестирования студентов по пяти-шести ключевым предметам и проверки выпускных квалификационных работ. Участники единогласно поддержали проект решения с формулировкой «принять за основу». Предложения по его совершенствованию можно внести в течение недели.

Кузьминов предложил обратиться к президенту не просто с просьбой все изменить, а с готовностью вложить в это свои ресурсы и разработать контрольно-измерительные материалы, выделять своих экспертов для мероприятий по оценке качества высшего образования. «Мы должны не только освободиться от бессмысленных, избыточных вещей, но и новые представить», — резонно заметил он. Это предложение также было принято участниками единогласно. Что ж, посмотрим, что же они успеют сделать к следующему совещанию, которое планируется проводить в июне.

Источник

https://indicator.ru

Автор: Екатерина Мищенко

 

Как оценить работу образовательных организаций?

Ректор СПбГУ и председатель Ассоциации ведущих университетов Николай Кропачев провел совместное заседание Ассоциации ведущих университетов России (АВУ) и ассоциации «Глобальные университеты».

Главную тему — разработку новых принципов системы оценки качества высшего образования — обсуждали свыше 40 ректоров высших учебных заведений и представителей органов государственной власти.

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко обратил внимание на то, что существующие сегодня подходы к государственной аккредитации вузов не мотивируют их на улучшение показателей, не только не учитывают инновации, но и подавляют их. Вместо того чтобы мотивировать вузы на улучшение работы и повышение показателей, процедура аккредитации приводит к их усреднению и, следовательно, к понижению качества лучших учебных заведений. Помощник президента обратил внимание на то, что ведущим вузам России следует взять на себя ответственность по разработке новой системы, поскольку именно сейчас наступил подходящий для этого момент.

По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, в настоящее время входной, а он же верхний, барьер аккредитации вузов невысок, что позволяет пройти ее даже довольно слабым вузам. Он заметил, что система государственной проверки высших учебных заведений довольно архаична, поэтому предложил присутствовавшим на заседании ректорам создать новую нормативную базу, уменьшить количество процедур и сделать их максимально объективными.

На заседании было отмечено, что в аккредитационные комиссии зачастую входят недостаточно подготовленные эксперты. При этом качество подготовки студентов не проверяется в ходе дополнительных процедур. Вместо них проводится документарный контроль, который не позволяет в полной мере судить о качестве определенной образовательной программы. Первый проректор СПбГУ, руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов Илья Дементьев рассказал, что при анализе итогов проверок Рособрнадзора 2016 и 2017 года было замечено, что результаты внеплановых выездов комиссии носят типовой характер и составлены по одному и тому же шаблону, который всегда заполняется примерно одинаково. Отсутствие прозрачных и открытых методик для проведения проверки не дает возможности вузам организовать свою деятельность в соответствии с ними и во многом оставляет результаты экспертизы на усмотрение членов комиссии. Так, например, одним из критериев, по которым оценивается работа вуза, является наличие на сайте вуза определенной информации, в частности об условиях приема. Однако четких требований, в каком именно разделе она должна находиться, сейчас нет, и в результате все высшие учебные заведения размещают ее на разных страницах. Во время проверки эксперты опираются на свое собственное представление о том, где должны быть опубликованы эти сведения. Вместе с тем сотни тысяч абитуриентов ежегодно без особых проблем находят нужную информацию на сайтах вузов и успешно пользуются ей.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при президенте России по профессиональным квалификациям Александр Шохин сообщил, что основными потребителями результатов деятельности вузов являются работодатели, которых волнует вопрос качества выпускников. Поэтому важно выстроить технологии взаимодействия между ведущими университетами и ведущими корпорациями — как государственными, так и частными. Пока в эту работу вовлечены далеко не все вузы и образовательные программы. Необходимо активнее использовать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ с использованием их оценки объединениями работодателей и уполномоченными ими организациями. Изменить ситуацию позволит их информирование о деятельности друг друга — эту функцию могут выполнять АВУ и ассоциация «Глобальные университеты».

По инициативе председателя Ассоциации ведущих университетов, ректора СПбГУ Николая Кропачева прозвучавшие на совещании предложения о переходе к новой системе оценки качества будут представлены президенту РФ Владимиру Путину.

Источник

http://alu.spbu.ru/announces-news/189-kak-otsenit-rabotu-obrazovatelnykh-organizatsij

 

Ведущие вузы предложили провести реформу системы оценки качества высшего образования

Представители российских вузов-лидеров внесли предложение о проведении в России реформы системы оценки качества высшего образования, поскольку полагают, что существующий на сегодняшний день механизм аккредитации и лицензирования высших учебных заведений непрозрачен, а качество проверок Рособрнадзора вызывает целый ряд вопросов. Особенно остро дискуссия на данную тему усилилась после лишения Европейского университета в 2017 году лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Представителей учебных заведений высшей школы поддержал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, а также Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ. Что же касается Минобрнауки России, то присутствующий на совместном заседании ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов и. о. замминистра образования и науки Григорий Трубников заявил, что оно «открыто для предложений в деле совершенствования системы аккредитации».

Как отметил Ярослав Кузьминов, ректор НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), озвучив позицию двух ассоциаций, комиссии проверяют документы образовательных организаций, не оценивая при этом качества образовательных программ. Такая система аккредитации и лицензирования учреждений ВО носит, по мнению ректора НИУ ВШЭ, избыточный характер.

Проанализировав почти 1 тысячу проверок регулятора, проведённых в 2016-2017 годах, эксперты пришли к выводу, что результаты носят «типовой характер», а отчёты составляются по одному шаблону, что, в свою очередь, «заставляет задуматься и о критериях оценки, и о качестве экспертов».

К примеру, в каждом втором заключении Рособрнадзора, по словам Ильи Демидова, первого проректора Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ), имеется претензия относительно того, что на сайте вуза нет информации об условиях приёма лиц с ОВЗ. Однако по результатам проверки экспертов оказалось, что такие сведения на сайте имеются, но нет методики, где эта информация должна располагаться. Зато есть представление о том, где она должна была быть опубликована.

«Эксперты Рособрнадзора, проводящие проверки, часто не обладают достаточным авторитетом и репутацией для принятия самостоятельных решений и содержательной оценки потенциала вуза», - отметили в проекте решения по итогам заседания.

По мнению А. Фурсенко, существующая система контроля подавляет новации и абсолютно не мотивирует вузы на улучшение работы. Он предложил представителям вузов взять на себя ответственность и выдвинуть новую версию.

Изложив ряд предложений по совершенствованию системы аккредитации, Я. Кузьминов акцентировал внимание Минобрнауки на том, что проверки вузов должны проводить не эксперты регулятора, а уполномоченные образовательным ведомством профессиональные ассоциации. Кроме того, более активно к такой работе стоит привлекать работодателей, учитывать средний балл ЕГЭ и количество победителей олимпиад среди поступающих, а также качество научной и проектной работы. 

Источник

https://fulledu.ru/news/4764_veduschie-vuzy-predlozhili-provesti-reformu.html

 

 

11 мая в Высшей школе экономики прошло экспертное заседание ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов. На нём присутствовали ректоры ряда крупнейших российских вузов, помощник президента и экс-министр образования Андрей Фурсенко, замглавы Минобрнауки Григорий Трубников и другие.
Участники заседания заявили об ошибочности существующей системы аккредитации вузов, в рамкой которой проверяется не столько качество образования, сколько технические условия реализации образовательного процесса — кадровые, финансовые и материально-технические аспекты работы вуза.
«Вместо того чтобы стимулировать появление улучшений, существующая система лишь фиксирует недостатки», — говорится в документе, составленном по итогам заседания.
Участники заседания предложили разработать новую «комплексную» систему оценки образовательного процесса и передать ответственность за проведение проверок от Рособрнадзора к «уполномоченным Рособрнадзором профессиональным ассоциациям, федеральным учебно-методическим объединениям совместно с профильными советами по производственным квалификациям».
Как передаёт ТАСС, 12 мая в Рособрнадзоре согласились обсуждать тему новой системы аккредитации вузов «для выработки взвешенных и оптимальных решений». Об этом сообщает Рамблер.

Источник

Далее: https://news.rambler.ru/education/39828288/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink