Мероприятия

12.12.2012 - 13.12.2012

Заседание Совета Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию

В Московском городском психолого-педагогическом университете 13 – 14 декабря 2012 года состоялось совещание-семинар Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию (УМО).
  Проблемы, рассматриваемые на совещании-семинаре УМО, были посвящены одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования – последовательной модернизации высшего педагогического образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Главный вопрос заседания УМО – это подготовка и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования.
  В работе заседания приняли участие ответственные работники Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, члены Совета УМО, ректоры и проректоры вузов, реализующих образовательные программы психолого-педагогического направления, – всего  87 человек, представляющие 53 высших учебных заведения  Российской Федерации.
    В ходе совещания участники обсудили актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для новой школы, в том числе проблемы качества психолого-педагогического образования и  результаты мониторинга деятельности педагогических вузов, вопросы по организации сетевого объединения «Школа-ВУЗ» в решении задач повышения качества образования, а также роль Учебно-методического объединения в повышении качества психолого-педагогического образования.
Приняты решения о необходимости проведения оценки качества психолого-педагогического образования в вузах – членах УМО и обсуждения полученных результатов в рамках совместного заседания УМО и Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Отчет о проведении совещания-семинара Учебно-методического объединенияпо психолого-педагогическому образованию  

13-14 декабря 2012 года В Московском городском психолого-педагогическом университете 13-14  декабря 2012 года состоялось Совещание-семинар Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию (далее – УМО).На  совещании-семинаре присутствовали  ответственные работники Министерства образования и науки Российской Федерации, члены Совета УМО, ректоры и проректоры вузов, реализующих образовательные программы психолого-педагогического направления,  – всего 87 человек, представляющие 53 высших учебных заведения Российской Федерации.Проблемы, рассматриваемые на совещании-семинаре УМО, были посвящены одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования  – последовательной модернизации высшего педагогического образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Главный вопрос заседания УМО  – это подготовка и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования.В рамках Совещания-семинара 13 декабря состоялось  рабочее совещание  руководителей педагогических вузов по психолого-педагогическому образованию по теме «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для новой школы».

Проблемное поле совещания  – повышение качества высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».Открыли заседание председатель Совета УМО, ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Владимирович Рубцов и  директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Борисович Соболев.В своем сообщении  «Модернизация  системы педагогического образования» Александр Борисович рассказал о векторах реформ высшего  профессионального образования России в  2012 году,  государственной программе развития системы высшего профессионального образования, направлениях совершенствования системы педагогического образования.

Среди проблем педагогического образования докладчик выделил:

• возрастной состав учительства;

• низкий процент выпускников педагогических специальностей, которые приходят в школу;• дисбаланс  потребности  в педагогических кадрах и системы подготовки педагогов;

• несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогов требованиям, которые предъявляются  к педагогическим кадрам в связи с переходом  на ФГОС;

• недостаточно  высокий уровень подготовленности управленческих кадров, руководителей образовательных учреждений;

• несоответствие содержания ФГОС СПО и ВПО современным  методическим и технологическим требованиям к преподавателю.

 

Александр Борисович отметил, что в настоящее  время резко возросла роль регионов РФ в  реализации основных положений и программы развития образования. «Наша проблема в том, что мы четко не понимаем региональную картину. Но эта картина должна быть четко привязана к региональным потребностям и включать в себя соответствующие действия субъектов РФ. Мы включаем региональную систему распределения ресурсов. И, по результатам мониторинга, мы увидим включенность регионов в эту программу».

 

Далее участники проблемного семинара заслушали выступления докладчиков.Первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета Аркадий Аронович Марголис выступил с докладом «Проблемы качества психолого-педагогического образования и  результаты мониторинга деятельности педагогических вузов».Аркадий Аронович поднял вопрос об эффективности психолого-педагогического образования и  необходимости проведения общественно-профессиональной оценки основных образовательных программ вузов  по направлению  подготовки «Психолого-педагогическое образование». «Проводя заседание УМО, после того как по стране прошел мониторинг эффективности ВУЗов, мы не могли не задать себе вопрос: каким образом выглядит эффективность психолого-педагогического образования?»Основными параметрами оценки  эффективности  подготовки психолого-педагогических кадров  и  качества образовательных программ  должны выступить:  востребованность выпускников  (процент трудоустройства по специальности (направлению)  - приступивших к работе в образовательных учреждениях (региона, в любом регионе); динамика трудоустройства выпускников за последние 3 года; мониторинг профессиональной деятельности выпускников в образовательных учреждениях (на протяжении 3-х лет); трудоустройство выпускников в отношении к потребностям рынка труда)  и качество подготовки выпускников (знания выпускников (интернет-экзамен для бакалавров), практическая подготовка выпускников (независимый профессиональный экзамен), внешняя оценка работодателей.Аркадий Аронович  предложил  создать  на базе УМО  рабочую группу, которая подготовит инструментарий оценки качества основных образовательных программ по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» и на добровольной основе проведет оценку качества психолого-педагогического образования в вузах – членах УМО.

 

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»  Александр Изотович Адамский выступил с докладом«Сетевое объединение  «Школа-ВУЗ» в решении задач повышения качества образования».Основной  тезис доклада  заключался в оценке эффективности педагогического образования – «С моей точки зрения, педагогическое образование является эффективным только тогда, когда оно работает на опережение, когда оно пытается выстраивать такую модель учителя, которая будет работать на завтрашний день». 

В своем выступлении Александр Изотович указал на низкий уровень готовности к профессиональной деятельности выпускников педагогическихвузов (анализ проведен в детских садах и школах сети «Эврика»). «Люди не готовы ни к социальному взаимодействию с детьми, ни к преподаванию образовательных программ». По мнению Александра Изотовича, Учебно  -методическое объединение  должно стать площадкой вузов по определению критериев эффективности психолого-педагогического образования. Заместитель Председателя Совета УМО, проректор по УМО Московского городского психолого-педагогического университета  Юрий Михайлович Забродин выступил с докладом на тему «Роль Учебно-методического объединения в повышении качества психолого-педагогического образования: сетевой принцип объединения образовательных учреждений». Юрий Михайлович отметил, что в рамках модернизации педагогического образования важными задачами профессиональной школы становятся разработка образовательных программ,новых образовательных технологий  и  нормативных документов, обеспечивающих образовательный процесс.

По словам Юрия Михайловича: «Педагогическое образование является тем ресурсом, на базе которого развивается все образование. То есть вся последующая система опирается на продукты педагогического труда». В 5связи с этим встает задача экспертной оценки (во взаимодействии с профессиональным сообществом) основных образовательных программ вузов.Обсудив поставленные вопросы, участники  рабочего совещание руководителей педагогических вузов по психолого-педагогическому образованию заявили:

Модернизация педагогического образования на 2012-2013 годы включает в качестве одного из основных направлений общественно-профессиональную экспертизу и оценку качества основных образовательных программ высшего профессионального педагогического образования. Важным механизмом реализации данного направления является развитие системы независимой оценки качества педагогического образования, включая оценку основных образовательных программ. В рамках совершенствования системы государственно-общественного управления и развития системы независимой оценки качества содержания психолого-педагогического образования Совет УМО считает необходимым УМО совместно с Министерством образования и науки РФ: 1. Создать рабочую группу по разработке инструментария оценки качества психолого-педагогического образования, включая оценку основных образовательных программ по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». 2. Рабочей группе разработать проект инструментария оценки качества основных образовательных программ по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (в срок до 05.02.2013).3. На основе разработанного инструментария на добровольной основе провести оценку качества психолого-педагогического образования в вузах –членах УМО (в срок до 05.03.2013).4. Представить полученные результаты на обсуждение в рамках совместного заседания УМО и Министерства образования и науки Российской Федерации/

Продолжением работы совещания-семинара УМО 13 декабря 2012 года стало заседание Совета УМО.Повестка дня Совета УМО 13 декабря включала следующие вопросы:1. Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ  – проект   Федеральной инновационной площадки (докладчик Ю.М. Забродин).2. Модель нормативно-правового обеспечения общественно-профессиональной аккредитации основных образовательных программ ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» (докладчики Ю.М. Забродин, О.С. Мелентьева).3. О ходе разработки примерных основных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование» (докладчики М.А. Егорова, Председатели секций УМО).4. О стандарте профессиональной деятельности «Психолог образования» (докладчики Ю.М. Забродин, О.С. Мелентьева).5. Отчет о деятельности Совета УМО и Президиума Совета УМО по психолого-педагогическому образованию за 2012 год  (докладчики Ю.М. Забродин, О.И. Леонова).6. Утверждение отчетов о деятельности предметно-методических секций УМО за 2012 год и планов работы секций на 2013 год (докладчики председатели секций УМО).7. Конкурс учебных изданий «Учебник для психолого-педагогического образования» - III этап «Подведение итогов» (докладчик М.А. Егорова).

Одобрить модель  нормативно-правового обеспечения общественно-профессиональной экспертизы основных образовательных программ ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование». Поручить Президиуму Совета УМО разработать регламент проведения общественно-профессиональной экспертизы основных профессиональных образовательных программ по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», также договор о взаимодействии УМО и Федерации психологов образования (срок – сентябрь 2013 г).Утвердить с учетом замечаний  документы нормативного правового обеспечения общественно-профессиональной экспертизы (приложение 1):

? Положение об общественно-профессиональной экспертизе  основных профессиональных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование»;? Положение об эксперте в области проведения общественно-профессиональной экспертизы основных профессиональных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование»;? Положение о Совете экспертов Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию по  общественно-профессиональной экспертизе;? Положение об Аккредитационном агентстве Федерации психологов образования России;? Положение о порядке ведения профессионально-общественного реестра экспертов Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию;Президиуму Совета УМО совместно с рабочей группой по  УМО  по общественно-профессиональной экспертизе основных образовательных программ согласовать стоимость работ по проведению общественно-профессиональной экспертизы основных образовательных программ по 8направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», а также форму свидетельства о результатах общественно-профессиональной экспертизы, форму аттестационного сертификата эксперта в области общественно-профессиональной экспертизы.

2. Одобрить работу рабочей группы (руководители Ю.М. Забродин, О.С. Мелентьева) по разработке профессионального стандарта «Психолог образования». Утвердить профессиональный стандарт (приложение 2) и  рекомендовать его для дальнейшего направления в Министерство образования и науки Российской Федерации и Российский союз промышленников и предпринимателей. 3. Одобрить работу над проектом Федеральной инновационной площадки  «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» и перечень  локальных проектов в рамках программы Федеральной инновационной площадки.Создать рабочие группы по направлениям Проекта Федеральной инновационной площадки и представить кандидатуры руководителей и соруководителей рабочих групп в Президиум Совета УМО на утверждение(ответственный  - Леонова О.И., info@psyumo.ru).Рекомендовать членам УМО принять активное участие в Проекте Федеральной инновационной площадки и направить в УМО соответствующие предложения.     4. Председателям предметно-методических секций УМО в 2013 году продолжить работу по разработке примерных основных образовательных программ подготовки  бакалавров и  магистров по направлению  подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». 5.  Утвердить отчет о деятельности Совета УМО и Президиума Совета УМО по психолого-педагогическому образованию за 2012 год.6.  Утвердить отчеты о деятельности предметно-методических секций УМО за 2012 год и планы работы секций на 2013 год.97.  Считать состоявшимся Конкурс учебных изданий «Учебник для психолого-педагогического образования»  - III этап «Подведение итогов». Утвердить протокол подведения итогов  конкурса. Вручить дипломы учебным изданиям – победителям конкурса. 8. Считать целесообразным присвоение грифа  УМО по психолого-педагогическому образованию учебным изданиям  – победителям конкурса учебных изданий «Учебник для психолого-педагогического образования».

Программа работы совещания-семинара УМО по психолого-педагогическому образованию 14 декабря  заседания  включала заседание Совета УМО, заседание  Президиума Совета УМО  и работу предметно-методических секций УМО.В рамках работы Совета УМО рассматривались следующие вопросы:1.  План работы Совета УМО и Президиума  Совета УМО на 2013 год (докладчик О.И. Леонова).2. О базовой организации практики УМО по психолого-педагогическому образованию (докладчики М.А. Егорова, О.В. Кузнецова).3.  Об олимпиаде для студентов по психолого-педагогическому образованию (докладчик О.И. Леонова).4. Об организации психолого-педагогической олимпиады  для учащихся образовательных учреждений общего образования и среднего профессионального образования (докладчик М.А. Егорова).По итогам заседания  Совета УМО  приняты  следующие основные решения:1. Утвердить план работы Совета УМО и Президиума Совета УМО на 2013 год2. Одобрить работу по разработке концепции базовой организации практики УМО по психолого-педагогическому образованию и положения о 10стажировочной площадке Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию. Членам Совета УМО в срок до 03 марта 2013 года направить замечания и предложения в проект положения о стажировочной площадке УМО по психолого-педагогическому образованию.Рабочей группе по отбору и сертификации стажировочных площадок УМО (Ответственные Адамский А.И., Кузнецова О.В., Мезит Л.Э., Егорова М.А., Леонова О.И.)  организовать апробацию модели практико-ориентированнойподготовки психолого-педагогических кадров на базе Московского городского психолого-педагогического университета и Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.Результаты апробации представить на обсуждение в Совет УМО в 2013 году.3.  Утвердить положение об олимпиаде для студентов по психолого-педагогическому образованию. Рабочей группе УМО по организации олимпиады студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (руководители    А.В. Черная, С.А. Минюрова) представить на согласование Президиуму Совета УМО (март 2013 года) информационное письмо олимпиады, сроки проведения олимпиады,  состав оргкомитета и жюри олимпиады, проекты олимпиадных заданий. Срок – март 2013 года.4.   Одобрить работу по  организации психолого-педагогической олимпиады  для учащихся образовательных учреждений общего образования и среднего профессионального образования.Рабочей группе УМО по организации психолого-педагогической олимпиады  для учащихся образовательных учреждений общего образования и среднего профессионального образования  (руководитель Егорова М.А.) представить на  рассмотрение  Президиума Совета УМО (март 2013 года) проект  положения об организации психолого-педагогической олимпиады  11для учащихся образовательных учреждений общего образования и среднего профессионального образования Срок – март 2013 года.

 

Программа работы  Президиума Совета УМО включала следующие вопросы:1. О профилях подготовки по направлению 050400 (докладчик Ю.М. Забродин).2. Качество учебно-методического обеспечения основных образовательных программ ВПО по психолого-педагогическому образованию (докладчик В.В. Пономарева).3. О присвоении грифа УМО по психолого-педагогическому образованию(докладчик О.И. Леонова).По итогам заседания  Президиума Совета УМО  приняты  следующие основные решения:1. Бюро Президиума Совета УМО подготовить реестр профилей подготовки по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». Координатору Бюро Президиума Совета УМО Леоновой О.И. в срок до 15 января 2013 года направить в Координационный Совет УМО и НМС высшей школы информацию о профилях подготовки по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование».2.  Принять к сведению аналитическую информацию об учебно-методическом обеспечении основных образовательных программ по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». В целях повышения  качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ  высшего профессионального образования по направлению подготовки  «Психолого-педагогическое образование»направить в адрес рабочей группы УМО по  сопровождению и разработке проекта коллекции УМО по психолого-педагогическому образованию (ответственный  – директор фундаментальной библиотеки МГППУ 12Кривицкая Л.Б. (krivickayalb@mgppu.ru) сведения об обеспеченности программ учебно-методическими комплектами (срок – 28 декабря 2012 года).Вузам-участникам УМО дать предложения по участию в проекте с определением вида предлагаемого участия (участие в качестве разработчика, пользователя).Согласно программе работы совещания-семинара УМО проведены заседания предметно-методических секций УМО:? Психология образования (Председатель Егорова Марина Алексеевна);? Психология и педагогика дошкольного образования  (Председатель Бурлакова Ирина Александровна);? Психология и педагогика начального образования  (Председатель Гуружапов Виктор Александрович);? Психология и педагогика профессионального образования (Председатель Романова Евгений Сергеевна);? Психология и социальная педагогика  (Забродин Юрий Михайлович и заместители председателя Бочарова Валентина Георгиевна, Басова Валентина Марковна);? Психология и педагогика специального и инклюзивного образования (Председатель Алехина Светлана Владимировна);     Таким  образом, программа работы совещания-семинара УМО выполнена.        Бюро Президиума Совета УМО выражает благодарность докладчикамза актуальные сообщения и предоставленные материалы; всем участникам совещания-семинара УМО – за активную дискуссию, ценные предложения и проявленный интерес.    Очередное заседание совещания-семинара УМО состоится в марте 2013года в г. Уфе на базе Башкирского государственного педагогического университета  имени  М.  Акмуллы. Работа  УМО  будет включать Всероссийскую  научно-практическую конференцию УМО «Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций»  и заседание Президиума Совета УМО.

 

Источник: 

http://psyumo.ru/news/view/89