Мероприятия

21.05.2012 - 28.05.2012

XXII Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы качества образования» состоялась в период с 21 по 28 мая 2012 года.

Решение

XXII Всероссийской научно-методической конференции

«Проблемы качества образования»

 

XXII Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы качества образования» состоялась в период с 21 по 28 мая 2012 года.

Организаторы конференции: Президиум Координационного совета учебно-методических объединений (УМО) и научно-методических советов (НМС) высшей школы (Президиум КС УМО и НМС высшей школы), Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (ИКВО НИТУ «МИСиС»), Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (НИИ МКО).

В работе конференции приняли участие представители ведущих учебно-методических объединений вузов России, Росаккредагентства, ИКВО НИТУ «МИСиС», НИИ МКО. По результатам работы конференции выпущен сборник «Проблемы качества образования» // Материалы XXII Всероссийской научно-методической конференции, Уфа-Москва, Изд-во УГАТУ. 2012. – 316 с.

В соответствии с программой конференции проведено 8 пленарных заседаний, на которых заслушаны 24 доклада и сообщения. На заседаниях обсуждались:

-     принципы, модели, структура, содержание и регламент разработки аккредитационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) для государственной аккредитации;

-     подходы к общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;

-     модели и технологии оценки качества образования в вузах;

-     технологии оценки уровней сформированности компетенций;

-     опыт внедрения уровневого образования и ФГОС ВПО в вузах;

-     структуры и содержание примерных основных образовательных программ (ООП);

-     проекты нормативных правовых документов, обеспечивающих функционирование высшей школы в условиях перехода на уровневую систему;

-     опыт использования интернет-тестирования в образовательном процессе вуза.

В рамках конференции проведены заседания Президиума КС УМО и НМС высшей школы. Состоялся обмен опытом работы учебно-методических объединений вузов по обозначенным выше проблемам. Состоялось выездное заседание Президиума КС УМО и НМС высшей школы в Костромском государственном технологическом университете (23 мая 2012 года). В рамках работы конференции организовано краткосрочное обучение в объеме 72 часа по программе «Проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую структуру высшей школы» с выдачей удостоверения государственного образца (организатор обучения – ИКВО НИТУ «МИСиС»).

На конференции были организованы рабочие группы для обсуждения и решения следующих задач:

-       создание концепции разработки аккредитационных педагогических измерительных материалов для государственной аккредитации в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;

-       проблемы реализации уровневого образования в вузах.

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТАНОВИЛА

  1. Одобрить вариант документа «Принципы формирования структуры и содержания АПИМ для аккредитации в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» (далее Концепция АПИМ), предложенный рабочей группой конференции (Приложение 1).
  2. Рекомендовать Учебно-методическим объединениям вузов России:  

-     представить в Президиум КС УМО и НМС высшей школы в срок до 10 июня 2012 года сведения, необходимые для формирования реестра профилей бакалавриата с целью выполнения решения Коллегии Минобрнауки России от февраля 2011 года;

-     доработать примерные ООП для обеспечения возможности разработки АПИМ на основе предложенной Концепции АПИМ;

-     разработать банки АПИМ на основе Концепции АПИМ, примерных ООП, накопленного российского и международного опыта разработки педагогических измерительных материалов.

3. Поручить Президиуму КС УМО и НМС высшей школы

в срок до 31 декабря 2012 года:

-     внести предложение в Минобрнауки России о сохранении существующей структуры УМО вузов России и НМС как эффективного инструмента методического обеспечения реализации уровневого образования;

-     провести работу, направленную на усиление роли УМО и НМС в решении вопросов координации деятельности вузов с целью формирования единого информационно-образовательного пространства России;

-     разработать и передать в Минобрнауки России проекты документов федерального уровня, необходимых для реализации уровневой системы образования и ФГОС ВПО;

-     обратиться в Минобрнауки России с предложением внести в проект документа  «Порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» изменение, связанное с необходимостью указания в бланке титула диплома наименования профиля или специализации реализованной ООП;

-     разработать примерное положение об электронной библиотеке УМО вузов России;

-     разработать примерное положение об электронном образовании и дистанционных образовательных технологиях.

4. Одобрить работу КС УМО и НМС высшей школы по подготовке к празднованию 25-летия деятельности системы УМО вузов России.

5. Рекомендовать организаторам настоящей конференции провести в 2013 году XXIII Всероссийскую научно-методическую конференцию «Проблемы качества высшего образования».

 

Конференция обращается к руководству Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» с просьбой поддержать научно-методическую и образовательную деятельность ИКВО НИТУ «МИСиС».

Конференция выражает благодарность Президиуму КС УМО и НМС высшей школы, УГАТУ, ИКВО НИТУ «МИСиС» и НИИ МКО за обеспечение высокого организационного и содержательного уровня конференции.

 

В разделе сайта www.fgosvpo.ru "Презентации" опубликованы презентации основных докладов конференции

 

 

 

Приложение 1

Принципы формирования

структуры и содержания АПИМ

для аккредитации в соответствии с требованиями ФГОС ВПО*

 

1.                Структурный принцип разделения АПИМ:

- на федеральные (базовые части ФГОС) и вузовские (вариативные  части ФГОС) составляющие;

- на уровни достигнутых результатов обучения: минимальный, базовый и повышенный уровни.

2.                Принцип адекватности формирования АПИМ проектируемым результатам освоения гуманитарных, естественно-научных, профессиональных и других циклов и разделов ФГОС.

3.                Принцип этапности контроля уровней достигнутых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, определяемых на основе:

- содержания примерных основных образовательных программ.

- изучения фундаментальной составляющей дисциплин (модулей) учебных циклов ФГОС (фундаментальность содержания дисциплины определяется совокупностью понятий, операций и методов);

- на основе обеспечения инструментальной составляющей профессиональных дисциплин (инструментальность дисциплины определяется прикладными операциями и методами).

4. Компетентностно-дисциплинарный принцип моделирования АПИМ, предполагающий контроль освоения дисциплины путем проверки сформированности составляющих компетенций (знаний, умений и владений) с учетом профессиональной значимости, видов и задач деятельности выпускников.

 

*Проект документа разработан рабочей группой конференции в составе:

В. Н. Козлов (СПбГПУ) – председатель рабочей группы,

В. Н. Кошелев (МГУ НГ им. Губкина),

А. И. Кибзун (МАИ),

А. С. Масленников (Росаккредагентство),

В.Л. Петров (МГГУ),

П. И. Романов (СПбГПУ).