27-28 мая 2011 г. в г. Самаре на базе Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) состоялось выездное заседание Президиума Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента

27 июн. 2011 - 28 июн. 2011, г. Самара, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ)

27-28 мая 2011 г. в г. Самаре на базе Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) состоялось выездное заседание  Президиума Совета Учебно-методического объединения   по образованию в области менеджмента «Менеджмент-вчера, управленческое образование-сегодня и завтра», которое прошло в рамках плана деятельности Совета УМО.  В заседании  Президиума приняли участие его члены из Москвы, Барнаула, Красноярска, Казани, Тюмени и других городов России, а также преподаватели    самарских  вузов, представители    органов государственного и муниципального управления  и   ряд  руководителей  предприятий и фирм   Самары.

 

За два дня работы было заслушано и обсуждено более 15 выступлений. Тематика выступлений, в основном, была связана с  проблемами инновационного развития управленческого образования, охватывая проблемы модернизации содержания образования, реализацию уровневой подготовки  в рамках требований ФГОС и  введение    инновационных методов обучения в сфере управленческого образования.

 В начале заседания с приветственным словом выступили ректор Самарского государственного экономического университета, д.э.н., профессор Жабин А.П. и и.о. проректора по организации учебно-методической работы Государственного университета управления, зам. председателя Совета УМО, д.п.н., профессор Звонников В.И.

В ходе заседания был заслушан доклад «Инновации в менеджменте наших дней» (Звонников В.И.). Обсуждались вопросы развития инноваций  в  сфере методологии  менеджмента,  заключающиеся  в  появлении  новых  направлений  и  ответвлений  в  теории  управления, инновации в теоретических основах    общего (классического) менеджмента, изменения  во  внутренних  структурных  подвидах (видах) общего менеджмента; проблематика интенсивного развития отраслевых консорциумов  (кооперативных структур  из нескольких компаний), усиления ответственности высшего руководства, селекции и ресоциализации персонала, применения командных форм организационных преобразований.

В своем докладе «О переходе на новые ФГОСы: ответ СГЭУ» Жабин А.П. сообщил о ходе работ по методическому обеспечению процесса внедрения в СГЭУ зачетных единиц, разработке структуры основных образовательных программ, учебных планов и  программ всех видов практик для бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», о развитии международных магистерских программ СГЭУ по направлению «Менеджмент», осуществляющемся  в тесном взаимодействии с ведущими зарубежными вузами.

Доклад «Виртуальный кампус как инструмент управления знаниями при подготовке менеджеров» (к.т. н, доц. Погорелова Е.В. - начальник учебно-научного центра информационных технологий СГЭУ) был посвящен внедрению передовых информационных технологий в процесс подготовки кадров. Обсуждались вопросы создания виртуальных баз данных, библиотек открытого доступа,  внедрения электронной образовательной информационной среды, содержащей учебные и контрольные материалы для студентов и преподавателей, «виртуального кампуса» как среды общения всех вовлеченных в образовательный процесс сторон.

Представители работодателей – руководители высшего звена средних и крупных промышленных предприятий - в своих выступлениях отметили особое значение активизации взаимодействия работодателей и вузов при формировании управленческих компетенций менеджеров, подчеркнули  важность развития компетентностного подхода при подготовке менеджеров. Было отмечено, что большую роль в формировании высококвалифицированных кадров играет практическая составляющая обучения, в частности, выполнение практико-ориентированных курсовых проектов по всем дисциплинам программы. Уровень сложности и конкретное содержание индивидуального задания должны определяться в результате совместной работы руководителя  практики от университета, с одной стороны, и    консультанта от предприятия, с другой стороны,  с учетом интересов и склонностей студентов к разработке  той или иной проблемы, ее актуальности, практической значимости для конкретного предприятия, возможности получения статистических данных и доступа к фактологическому материалу.  В СГЭУ внедрена такая практика, и           курсовые проекты выполняются по тематике заявленной работодателями. В комиссию по защите курсовых проектов обязательно входят представители предприятий - потенциальные работодатели.

Представители органов государственного и муниципального управления в своих выступлениях отметили, что в условиях становления экономики и общества знаний к практике управления, в том числе и государственного и муниципального, выдвигаются новые требования. Это означает необходимость пересмотра подходов в подготовке управленческих кадров и активизации двустороннего коммуникационного процесса по формированию общего видения будущего специалиста. В своих выступлениях Ерофеев А.Г. (зам. руководителя регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе) и Яшина Е.З. (руководитель Управления информации и аналитики Администрации г.о. Самара) сделали акцент на методах развития профессиональных компетенций менеджеров, направлениях гармонизация требований работодателей и вузов в процессе их подготовки.

В выступлениях представителей вузов (ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления»,  НОУ ВПО «Нижнекамский филиал института экономики, управления и права» (г. Казань), А.Г.Ерофеева (региональное отделение ФСФР в ЮВР)  обсуждались  вопросы использования инновационных методов обучения в рамках  компетентностного  подхода, в том числе компьютерных деловых игр серии БИЗНЕС-КУРС, инноваций в организации прохождения студентами практики менеджмента в органах местного самоуправления  и др. 

            Значительное внимание было уделено методическим аспектам разработки  основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС. На заседании была представлена методика разработки программ учебных дисциплин (д.п.н, проф. М.Б.Челышкова –  директор Центра качества Государственного  университета управления, ученый секретарь Совета УМО по образованию в области менеджмента).   Предложенная методика получила одобрение со стороны Президиума Совета УМО и была рекомендована к использованию.

Требования ФГОС заставляют вузы расширять использование инновационных методов обучения и контроля, отвечающих принципам компетентностного подхода. Об этом говорила представитель Алтайского государственного университета О.В.Кожевиной (г. Барнаул). Она обратила внимание собравшихся на взаимосвязь инновационных методик обучения с модульной системой организации учебного процесса. Представители Самарского государственного технического университета Г.П.Гагаринская  и О.Ю. Калмыкова посвятили значительную часть своего выступления внедрению в практику вузов инновационных оценочных средств, в частности, портфолио. Об использовании компьютерных деловых игр в образовательной практике вузов рассказала представитель Самарского государственного технического университета Л.И.Панафенова.

 В заключение члены Президиума Совета УМО выразили благодарность организаторам  совещания – Самарскому государственному экономическому университету – и высказались о полезности проведения подобных мероприятий для обмена опытом в условиях внедрения новых Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.